Глагол – самостоятельная часть речи, характеризующаяся определенными признаками, такими как вид, переходность, наклонение, время, отсутствующими в других частях речи. Говоря о лице этой части речи, имеется ввиду признак изменения, который у глаголов есть в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени, а также в повелительном наклонении.
Лицо глагола – это признак в грамматике, выражающий принадлежность к тому, кто совершает определённое действие. Временные глаголы бывают первого, второго и третьего лица.
У глагола есть несколько характерных признаков, которые позволяют ему отличаться от остальных частей речи. Лицо применяется к глаголам только в настоящем и будущем времени. Грамматические формы присущих ему окончаний показывают, кто совершает или кто планирует совершать определенное, конкретное действие.
Оглавление
Первое лицо глагола
Целевое значение первого лица — уточнить, что действие совершает или будет совершать человек, от лица которого ведётся повествование, лично или вместе с другими участниками беседы. С ними, задействованными в единственном или множественном числе, сочетаются личные местоимения «я», «мы».
Первое лицо показывает действие, которое совершается или будет совершаться. Оно используется с местоимениями единственного числа «я» и множественного числа «мы», а также отвечает на вопросы:
- Что делаю? Что делаем?
- Что сделаю? Что сделаем?
Я (что делаю?) играю в прятки. Мы (что делаем?) играем в домино.
Эти глаголы обозначаются окончаниями:
- у / ю в единственном числе;
- ем (1-е спряжение), им (2-е спряжение) во множественном числе.
Я пишу, напишу, мы пишем, напишем;
Я привожу, мы приведём.
В предложении не всегда необходимо присутствие местоимения. Для эмоционального выражения в описании, оно может опускаться.
«И вот я мчу по тропинке, в лес. Сворачиваю быстро налево. Встаю передохнуть. Опять бегу. Уговариваю себя не поворачивать назад».
В примере только один раз вставлено личное местоимение, но по тексту понятно, что действие принадлежит первому лицу.
Второе лицо глагола
Цель второго лица – определить действия, которые будет осуществлять второстепенное лицо.
Задача второго лица глагола — обозначить, что некие действия производит визави первого лица. С такими глаголами употребляются местоимения «ты» либо же «вы».
Форма второго лица означает, что действие исходит от собеседника. Ей, как выше уже было отмечено, присущи местоимения «ты» или «вы», вторая форма отвечает на вопросы:
- Ты что делаешь, что сделаешь?
- Вы что делаете, что сделаете?
Ты (что сделаешь?) пойдёшь в огород. Вы (что сделаете?) пойдёте в огород.
Ты споришь, будешь спорить. Вы спорите, будете спорить.
Второе лицо имеет повелительное наклонение глагола. Суффикс -и- либо же нулевой участвуют в создании предложения с повелительным наклонением глагола. Выполни! Выполните!
Третье лицо глагола
Принадлежность действия в третьем лице обозначает, что оно принадлежит тому, о ком (или, о чём) идёт в предложении речь. Оба числа третьего лица соотносятся с личными местоимениями.
Третье лицо глагола говорит, что действие относится к тому, о ком ведётся повествование. Характеризуется местоимениями «он», «она», «они», «оно», содержит вопросы:
- Что делает, сделает?
- Что сделают, делают?
Он (что делает?) рубит лес. Они (что делают?) рубят лес.
Он (что делает?) поет песню; они (что делают?) поют песню.
Третьему лицу присущи виды окончаний:
- единственное число ет (1-е спряжение) или ит (2-е спряжение);
- множественное ут, ют (1-е спряжение) иат, ят (2-е спряжение).
Мама кормит цыплят; Кошка вечером обязательно накормит котят.
Артисты выступают в школе; Дети гладят щенят.
Полезные подсказки
Первое и второе лицо в некоторых случаях используются в высказываниях, которые не направлены кому-то лично, а имеют обобщенное понимание. Это наглядно видно в народном творчестве:
«Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь».
«Тише едешь – дальше будешь».
«Вы» пишется с большой буквы, если обращение идёт к конкретному человеку.
Иван Петрович, Вы – умница!
Если «вы» подразумевает отношение сразу к нескольким людям, оно пишется с прописной буквы.
Коллеги, вам необходимо сосредоточиться.
Глаголы, как части речи не всегда имеют лицо. Его нет у безличных глаголов (темнеет, вечереет), а также у глаголов в прошедшем времени изъявительного наклонения (писал, писала) и у условного, которое характеризуется категорией рода.
Таблица лиц глаголов
Число | Лицо | Вопросы | Пример | Личные окончания | |
1-е спряжение | 2-е спряжение | ||||
Единственное | Первое | Я делаю, сделаю? | Я кручу, построю. | у, ю | у, ю |
Второе | Ты делаешь, сделаешь? | Ты врёшь, крутишь, вспомнишь. | ешь, ёшь | ишь | |
Третье | [Он, она, оно] делает, сделает? | Он растёт, лепит, покрасит. | ет, ёт | ит | |
Множественное | Первое | Мы делаем, сделаем? | Мы поём, кричим, построим | ем, ём | им |
Второе | Вы делаете, сделаете? | Вы бежите, ремонтируете, позавтракаете | ете, ёте | ите | |
Третье | Они делают, сделают? | Они рекомендуют, придут, хотят, колышат | ут, ют | ат, ят |
Алгоритм определения лица глагола
- Задаем соответствующий вопрос (что делаю? что сделаешь? что делает? и пр.);
- Определяем какое окончание у глагола;
- Находим значение, кому принадлежит действие (привязываем глагол к личному местоимению);
- Делаем вывод, какое лицо у глагола.
Кто понравится мне?
Глагол «понравится» соответствует вопросу что сделает? Имеет окончание ет. Обозначает, выполнение действия тем, о ком речь в тексте. Соотносится с местоимением «он» (он поможет). Соответственно, глагол в форме 3-го лица единственного числа.
Близко кусок, да не возьмёшь.
Глагол «возьмёшь» соответствует вопросу что сделаешь? Имеет окончание ёшь. Обозначает действие, принадлежащее собеседнику. Подходит к местоимению «ты» (ты укусишь). Глагол находится во 2-м лице единственного числа.
Тест по теме. Вопросы по лицам глагола
В заключение нашего урока уместно будет предложить вам пройти небольшую проверку, ответив на вопросы теста и узнав, насколько хорошо вы усвоили материал.
Наглядный и понятный материал. Мне больше нравится изложенный материал в таблицах, чем сплошным текстом, как в учебниках. Теперь будет проще объяснить внуку, как сделать домашнее задание. Огромное спасибо
Материал изложен достаточно простым языком, что подойдет как взрослым, так и детям. Конспект помог повторить школьную тему, чтобы затем пересказать её младшему брату, за что создателям огромное спасибо
В принципе я в теме, даже когда-то пару курсов на языковом факультете отучился ) Но вот попробовал объяснить дочке эту тему, и ощутил нехватку простых аргументов и примеров. Особенно вам благодарен за полезные подсказки.