Словосочетание: определение, строение, примеры

Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.

Понятие о словосочетании

Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.

Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре.

Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:

  • мама – любимая мама;
  • лежать – лежать на диване;
  • платье – платье в клетку.

Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:

  1. Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт.
  2. Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится.
  3. Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги.
  4. Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся.
  5. Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава.
  6. Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный.
  7. Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе

Структура словосочетания

В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:

  • Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь. Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная.
  • Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать. К нему относится наречие далеко. Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко.
  • Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс. Для конкретизации его использовано существительное – с кровью. От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?

Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:

Этот праздник — этот интересный праздник.

В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.

Поедем — поедем в путешествие.

Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.

Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.

  • Деревянный пол – пол из дерева;
  • Золотое кольцо – кольцо из золота;
  • Ситцевое платье – платье из ситца.

Словосочетание и предложение

По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.

Посмотрим на следующие варианты:

  • синеющая даль;
  • красивая девочка;
  • едут в машине.

В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.

Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.

Рассмотрим пример:  Зелёная трава удивительно хороша сегодня.

Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.

Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:

  • трава (какая?) зелёная;
  • хороша (когда?) сегодня;
  • хороша (как?) удивительно.

Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша.

Признаки словосочетания

Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:

  1. По составу. Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
  2. По связи. Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
  3. По смыслу. Словосочетание отличается смысловым единством слов.

Простые и сложные словосочетания

Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.

Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде.

Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.

Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:

мамина шляпка из итальянской соломкимамина шляпка, шляпка из соломки, из итальянской соломки.

Типы связи слов в словосочетаниях

Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.

Типы конструкций Примеры Грамматические признаки
Согласование зелёный кустик
красивая девушка
золотое сердце
Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Управление папин шарф
купить хлеб
уехать из города
Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже.
Примыкание шёл подпрыгивая
идти впереди
мог делать
Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков.

Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Согласование

Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.

Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей.

Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:

  • быстрый шаг (Им.п.);
  • быстрого шага (Р.п.);
  • быстрому шагу (Д.п.);
  • быстрым шагом (Тв.п);
  • о быстром шаге (П.п.).

Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:

  • имён прилагательных: красный нос, чудесное настроение;
  • местоимений-прилагательных: с моими уроками;
  • причастий: включённый свет;
  • порядковых числительных: седьмой класс.

Управление

Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.

съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).

Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:

Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).

Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:

выехать из города

В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из.

Примыкание

Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.

учиться плавать, подойти улыбаясь, написать красиво.

Группы подчинительных словосочетаний

Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.

Глагольные

Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:

  • купить (что?) хлеб;
  • петь (что?) песню;
  • загорать (на чём?) на пляже;
  • повторить (кому?) ему.

Именные

Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:

  • старое покрытие;
  • очень весёлый;
  • семь дней;
  • кто-то знакомый.

Наречные

Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:

  • возле дома;
  • навстречу мечте.

Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.

Синтаксический разбор словосочетания

Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:

  1. Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
  2. Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
  3. Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
  4. Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.

Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.

Учим ребёнка работать со словосочетаниями

Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.

Объясняем доступно, что такое словосочетание

Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.

Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.

Ищем слово, от которого надо задавать вопрос

Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук (паук какой? серый). Ловит рыбу (ловит что? рыбу). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.

Учимся выписывать словосочетания

Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.

Любимая мама поёт песни малышу.

От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая. От сказуемого – к существительным песни и малышу. Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни, поёт (кому?) малышу. Вот мы и получили три словосочетания.

Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются

Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.

Задание. Определяем виды и типы словосочетаний

Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:

  1. Идти в лес.
  2. Рассмотреть тему.
  3. Интересный рассказ.
  4. Интересно рассказывать.
  5. Думать над темой.
  6. Петь подвывая.
  7. Красочная картина.
  8. Пять уроков.
  9. Сидеть на стуле.
  10. Идти вперёд.
Проверьте себя по ключу.
  1. Управление. Глагол заставляет существительное стать в нужной форме.
  2. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  3. Согласование. Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  4. Примыкание. Наречие является неизменяемой формой, которая примыкает к глаголу.
  5. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  6. Примыкание. Деепричастие примыкает к глаголу.
  7. Согласование. Существительное с прилагательным согласуются в роде, числе и падеже.
  8. Согласование. Существительное согласуется с числительным в роде, числе и падеже.
  9. Управление. Главным словом является глагол, который управляет существительным, ставя его в определённом падеже.
  10. Примыкание. Наречие связано с глаголом исключительно по смыслу.


Не стоит переживать, если с первого раза не получилось определить тип словосочетание. Только упорство и регулярные тренировки помогут справиться с проблемной ситуацией.

Вы уже голосовали!
Правила русского языка
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии