Написание «НЕ» с глаголами. Правила и исключения на примерах

Глагол — часть речи, обозначающая действие. В предложениях он редко бывает один. Зачастую с ним стоят зависимые слова, в том числе частица «не», которая нередко вызывает сомнения в написании. Чтобы не сомневаться в её правописании, разберём на примерах, в каких случаях частица пишется слитно, а в каких — раздельно.

Правописание НЕ с глаголами

Прежде чем говорить о правописании «не» с глаголами, поговорим об их значении. Глаголы с «не» указывают на действие, которое отрицается или запрещается. Сравните:

  • Его просили говорить шёпотом.
  • Его просили не говорить шёпотом.

В первом предложении выражена просьба, тогда как во втором к словоформе «говорить» добавилось частица «не», которая придала конструкции запрещающий смысл.

  • Они увидели, как от дома отъехала машина.
  • Они не увидели, как от дома отъехала машина.

В первом варианте глагол «увидели» связан с местоимением «они», и в предложении содержится утверждение. Во втором он же, но с частицей «не», которая отрицает действие, и всё предложение становится отрицательным.

При этом интересное преображение происходит с фразой, когда присутствует двойное отрицание: она становится утверждающей.

  • Не сможет не сказать = должен сказать.
  • Не смогу не порадовать = порадую.

Теперь, зная, что частица «не» придаёт отрицательное или запрещающее значение, запомним важное правило:

«Не» с глаголами пишется раздельно.

Исключение из правил

Исключением из правил является слитное написание частицы «не» с глаголами и они бывают в двух случаях:

  1. Глаголы, которые не употребляются без «не», то есть попросту такие слова отсутствуют в словарях. Тогда морфема служит приставкой либо составляющей корня. Например: неймётся; несдобровать; неволить; неистовствовать; недомогать; невзлюбить; нездоровится; ненавидеть. Обратите внимание: если убрать первые две буквы, слова звучат нелепо. Поэтому глаголы с «не-» нужно просто запомнить:
    • Она не скрывала, что (не)навидела его.
    • Дяде с утра (не)здоровится.
    • После случившегося им (не)сдобровать.
  2. А также глаголы с приставкой «недо-» и «не до-». Рассмотрим их подробнее.

Глаголы с «не до» – и «недо»

Для грамотного изложения мыслей на письме важно уметь различать приставку «недо-» и морфему «до-» со стоящей перед ней частицей «не».

Глагольная приставка «недо-» означает неполноту, действие которое не закончилось, недостаточное количество или негативный результат.

  • В силу частых ночных смен, Антон хронически недосыпал.

В данном примере словоформа будет иметь значение неполного действия, ведь невозможно «хронически досыпать», то есть Антон спал мало. Так, глагол в большей степени характеризует состояние человека, однако если мы его будем использовать в прямом значении, то в таком случае «не» становится частицей перед приставкой «до-»:

  • Я не доспал (= не смог доспать) каких-то десять минут из-за появившегося шума на улице.
  • Никита не дочитал книгу (= не смог дочитать).
  • Мама не дожарила рыбу (= оставила на потом).
  • Дедушка не допил чай (= не захотел).

В подобных случаях на помощь может прийти предлог «до» который часто добавляется к синтаксической единице:

  • Не дошёл (до чего?) до финиша.
  • Не допел песню до конца.
  • Не долетел до цели.

Ещё одним примером послужит юмор советского времени из анекдота, где одинаково звучащие глаголы имеют разное значение, а следовательно и написание:

Из письма рабочих в Центральный Комитет КПСС: «Мы, промышленный пролетариат, прочитали в «Комсомольской правде», что на Ближнем Востоке недоедают. Нельзя ли всё, что они не доедают, присылать нам?»

Так, «недоедать» говорит о недостаточном плохом питании, а «не доедать» — «не съесть что-либо до конца».

Вместе с тем стоит иметь в виду, что встречаются слова, в которых «недо-» — это часть корня. Например, в слове «недоумевать». В нём и аналогичных терминах допустимо только слитное написание отрицательной частицы.

Чтобы запомнить когда «не» с глаголами пишется слитно, воспользуйтесь еще одним приёмом:

Попробуйте заменить слово с приставкой «недо-» на «пере-», то есть подберём лексему, противоположную по значению. Если антоним найден — «недо-» напишем слитно: недосолить — пересолить; недооценить — переоценить; недоварить — переварить; недобрать — перебрать.

Упражнение на усвоение материала

Подведём итог. Необходимо запомнить одно простое правило: «не» с глаголами пишется раздельно. Однако помним о тех, которые не могут существовать без «не» и тех, которые используют приставку «недо-».  А то, как вы усвоили данные правила, проверим с помощью лёгких упражнений.

Прочитайте внимательно предложение, определите как правильно следует написать частицу «не» и проверьте, открыв правильный ответ.

  • Маргарита просила передать, чтобы в субботу её не_ждали, она приедет позже.
Правильный ответ
Применимо правило написания «не с глаголами», поэтому пишем раздельно.
  • Я не_могу не_сказать, что вас ждёт большой сюрприз.
Правильный ответ
Оба глагола пишутся раздельно с частицей «не»
  • Мама не_годовала из-за сломанного ноутбука.
Правильный ответ
Слова «годовать» не существует, поэтому написание с «не» слитное.
  • Ему не_достаёт ума понять почему конструкция не_достаёт до крыши дома.
Правильный ответ
Первый глагол употребляется в значении «не хватает», ведь в таком случае не может же ума не хватить до конца =), поэтому пишется слитно, а второй — раздельно, на это нам указывает предлог «до» стоящий после проверяемого слова.
  • Уже дома я поняла, что мне не_довесили конфет.
Правильный ответ
К «недовесили» можно подобрать антоним с приставкой «пере», поэтому пишем слитно. 
Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аня
Аня
6 месяцев назад

Важный момент конечно, но еще есть путаница с частицей «ни». Особенно, когда «не» и «ни» в одном предложении в значении двойного отрицания, там сложнее разобраться как правильно писать.

Егор
Егор
6 месяцев назад

Правила вроде бы достаточно простые, но для того, чтобы ими безошибочно пользоваться нужно иметь хорошее чувство языка, которое возникает в результате чтения и слушания правильной речи.