Наша речь практически неразрывна, и именно поэтому очень часто возникают спорные вопросы в написании тех или иных слов, например, как правильно пишется «не знаю». Именно из-за особенностей произношения, которое осуществляется одним потоком, в частности с другими лексемами, частица «не» воспринимается как приставка.
Для того чтобы понять, как пишется слово «не знаю»: слитно или раздельно, необходимо определить к какой части языка относится словоформа и применить соответствующее правило.
«Я не знаю идти ли мне на это мероприятие». Я (что делаю?) не знаю. Перед нами слово, обозначающее действие или состояние человека, начальной формой которого является глагол «знать».
Оглавление
Глагол и частица НЕ
Для того чтобы запомнить правильность написания «не» с глаголами, достаточно выучить легкое правило.
Вне зависимости от формы (личная, деепричастие, инфинитив) или контекста, «не» с глаголами пишется раздельно. Например: не спеша, не сделал, не забыл.
Что касаемо «не» — это частица, принадлежащая к служебной части речи, которая в сочетании с глаголом означает отрицание, запрет или действие и в силу своей самостоятельности, пишется отдельно от слова, с которым употребляется в предложении.
Исключения
В большинстве правил русского языка существуют исключения и в написании «не» с глаголами такое тоже имеется.
- Частица «не» пишется слитно с теми глаголами, в которых является его приставкой или частью корня. Например: негодовать, невзлюбить, неймётся, ненавидеть.
Попросту говоря, слово «навидеть» не существует, поэтому пишется оно только слитно с «не».
- Вторым исключением является случай, когда «не» является частью приставки «недо-» которое означает неполноту, незавершённость либо недостаток по сравнению с определенной нормой. Например: недосыпать, недоедать, недополучить.
Важно различать использованную в глаголе приставку «недо-», с глаголами, начинающимся на «до», которым предшествует частица «не», и в тандеме означают то, что дело не доведено до конца. Чтобы правильно слитно написать «недо-» проверьте его антонимом с приставкой «пере-». Пример: недосолил – пересолил, недооценить – переоценить.
Правильное и неправильное написание
Запомнив столь простое правило, можем сделать вывод:
Правильно писать «не знаю» раздельно.
Это же правило применимо к деепричастной форме «не зная», потому как является производной от глагола.
Следовательно, слитное написание «незнаю» будет считаться ошибкой.
Немного забегая вперёд, хотели бы обратить ваше внимание и на другие части речи и их поведение с частицей не. Например, лексемы «незнайка», «незнание» пишутся в соответствии с правилом написания существительных с «не», как раздельно, так и слитно. В таком случае необходимо рассматривать словоформу в контексте самого предложения.
Если в составе текста есть слова, которые усиливают действие частицы «не», такие как: «вовсе», «далеко», «отнюдь» или стоит противопоставление с союзом «а», то пишем раздельно. В других случаях – слитно.
- Не знание тропической местности помогло ему выжить, а просто удача.
- Незнание правды каждый раз возвращало его к дверям этого здания.
- Отнюдь не знание меня привело в университет.
По такому же принципу можем определить правильность написания формы прилагательного «незнающий». Раздельно пишем, когда
- Есть союз «а». (В этих вопросах вы не знающий, а совершенно некомпетентный!)
- Используются слова «далеко», «вовсе», «отнюдь». (Вовсе не знающий науку мужчина, ввёл нас в заблуждение.)
- Местоимение «ничего», «никого» или наречие «ничуть», «нисколько». (Нечего не знающий студент завалил экзамен по высшей математике.)
В случае, когда прилагательное можно заменить на синоним без отрицательной частицы, написание – слитное. «Незнающий (глупый) ученик не смог решить эту задачу».
Задания для проверки
Как видим, написание частицы «не» очень вариативно, и в производных словах от глагола «знать» подчиняется различным правилам. Потому предлагаем проверить полученные знания, пройдя задания на самопроверку. Чтобы ответить правильно, определите, к какой части речи относится слово и, исходя из этого, используйте правило для конкретного случая.
Не_знаешь, как правильно поступить? Подкинь монету.
Не_зная всей сути разговора, он всё же влез в спор, чем вызвал бурю эмоций.
Не_знание английского языка может значительно затруднить самостоятельное путешествие.
Никого не_знающая на этой вечеринке девушка, присоединилась к нам.
Не_знающий интерн быстро наверстал упущенные знания.