Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.
Оглавление
Что такое сложное предложение
Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.
Например:
Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.
Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:
- Голая грамматическая основа.
Витя играет, Катя кушает.
(бессоюзная связь, части связаны только запятой) - Основа со второстепенными членами.
Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп.
(это предложение связано союзом)
Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.
- Имеем на входе:
Маша гуляет
.Катя доучивает уроки
.Ее мама не отпустила из-за плохих оценок
. - После объединения:
Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.
Союзное предложение
Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.
Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.
Сложносочиненное предложение
Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.
Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.
В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.
Тип | Союзы, которые характеризуют | Примеры |
Временные (последовательность, одновременность) | и да (в значении и) ни – ни как – так и не только – но и тоже также | Мы положили на стол сладкое, и прилетели осы. Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает. Лена катится с горки, да Миша летит кувырком. Как девочки идут на музыку, так и мальчики шагают парами на урок. |
Противопоставления, сопоставления явлений | а но да (в значении но) однако же зато | Дети собрались гулять, но на улице пошел дождь. Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу. Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались. Папа сидел за рабочим столом, а мама шила на диване. |
Чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений | Разделительные союзы или (иль) либо то – то не то – не то то ли – то ли | То ли дерево так ветками бьет по крыше, то ли дождь большими каплями стучит. Ты придешь, или я к тебе приду. Мама купит машинку, либо папа привезет игрушку на праздник. |
Сложноподчиненное предложение
Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.
Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.
Части соединяются при помощи:
- подчинительных союзов;
- союзных слов.
Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:
Тип | Вопрос, на который отвечает придаточная часть | Союзные слова и союзы | Пример | |
Определительное (относится к существительному и определяет его) | Какой? | который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что | К нам подбежала собака, которая жила в этом дворе. Я уже видела этого врача, когда он лечил брата. | |
Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства) | Все падежные вопросы | что, кто, как, как бы, чтобы и др. | Дети обрадовались, что вынесли торт. Мы пошли сквозь траву, чтобы не потерять драгоценное время. | |
Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение) | — | что, отчего, почему, зачем и др. | Подул сильный ветер, отчего стало холодно. | |
Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства времени или других причин) | Время | Когда? Как долго? | когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как | Прежде чем я уйду на работу, мы поговорим. В то время как я заканчивала школу, мой брат находился в армии. |
Место | Где? Откуда? Куда? | где, куда, откуда | Девочка побежала в сторону, где слышался звук. | |
Причина | Почему? Отчего? | потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку | Мама выбрала метро, поскольку автобус стоял в пробке. | |
Следствие | Вследствие чего? | так что | Урок начался позже, так что я успела повторить тему. | |
Условие | При каком условии? | если, если – то, коли, коль скоро, раз | Если не пропустят в кино, то пойдем в театр. | |
Цель | С какой целью? Зачем? | чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы | Для того чтобы не пропустить момент, я сидел и ждал. | |
Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай | Пусть не пришла, нам и втроем весело. | |
Сравнение | Подобно чему? Как? | как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как | На улице резко стемнело, будто время уже было позднее. Катя побелела от увиденного, словно ее накрасили белой краской. | |
Образ действия | Каким образом? Как? | как, будто, как будто, точно, словно | Лена сделала уроки так, как прописано в дневнике. | |
Мера и степень | В какой мере и степени? | как, что, сколько, настолько | Я так устала, что не могу никуда идти. Рита плакала, настолько сильно расстроилась. |
Бессоюзное предложение
Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.
Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.
Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.
На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)
Сложные предложения с разными видами связи
Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.
Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.
[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].
В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.
Примеры, когда объединяются два и более вида связи
- Подчинение и сочинение.
Солнечные лучи уходили и сумерки наступали, как обычно бывает.
(Союзы «и, как» говорят о видах связи).
Посмотрим, какая схема получается, исходя из данных: [ ], и [ ], (как… ). - Сочинение и бессоюзная связь.
Она давно уже пришла домой, но никак не могла согреться: жуткий мороз царил на улице.
(тут нужно обратить внимание на «но» и дальнейшее отсутствие союзных слов).
Вот так выглядит схема: [ ], но [ ] : [ ]. - Подчинение и бессоюзная связь.
Когда Миша закончил уроки, Паша уже ждал его во дворе; они договаривались поиграть в футбол.
(Здесь имеется союзное слово Когда, мы его отразим в графике).
Схема сложного предложения (Когда ), [ ] ; [ ]. - Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Мама в саду посадила много всего и даже цветы росли; они скоро начнут распускаться, так что скоро станет совсем красиво.
(В данном тексте союз и союзное слово «и» и «так что». Обязательно прописываем их, чтобы не упустить основную связь и не запутаться).
Строение получается таким: [ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что …).
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.
Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].
Методика определения сложного предложения
Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.
Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:
- Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
- Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
- Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
- Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
- Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
- Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
- Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
- Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
- Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.
Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.
Охарактеризуем предложение:
- Повествовательный тип предложения;
- Эмоциональная окраска — Невосклицательное;
- {Пошел сильный дождь}, {как будто стеной оградил нас от остальных ребят}, и, {чтобы не потеряться}, {мы решили переждать непогоду}, {которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться}. — видим 5 грамматических основ, на основании чего заключаем что предложение сложное.
- Перед нами предложение с разными видами связи, которое представляет собой две сложносочинённые части, соединённые сочинительным союзом «и». Каждая из частей представляет собой сложноподчинённое предложение.
- Разберём каждую из частей как отдельное сложное предложение.
- [Пошел сильный дождь], (как будто стеной оградил нас от остальных ребят). — Сложноподчинённое обстоятельственное предложение (сравнения) с подчинительной связью, где первая часть является главной, а вторая — придаточной.
- (Чтобы не потеряться), [мы решили переждать непогоду], (которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться). Сложноподчинённое предложение с двумя типами придаточных: обстоятельственным (цели) и определительным. Средняя часть является главной, крайние левая и правая — придаточными.
- Составляем схему всего предложения.
[ ], ( как будто ...), и, (чтобы...), [ ], (которая...).
Обратите внимание, что необходимо в схеме прописывать союзы, благодаря которым вы выявили связь.
Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.
- Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
- Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?
Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.
Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:
- Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
- При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
- При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
- Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
- Запятая ставится при равноправных предложениях.
На улице светило солнышко, птички громко пели.
Тест на проверку усвоения материала
Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.
Сколько грамматических основ в сложном предложении
Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.
- Шёл снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
- 2
- 3
- 4
- Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
- 3
- 1
- 2
- В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
- 1
- 2
- 4
- 3
1 -> 2
2 -> 1
3 -> 4
Определение типа связи в сложном предложении
Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.
- Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
- подчинительное и сочинительное;
- бессоюзное и сочинительное;
- сочинительное;
- подчинительное и бессоюзное.
- Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
- сочинительный и подчинительный;
- только сочинительный;
- только подчинительный.
- Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
- подчинительные и сочинительные;
- бессоюзные;
- сочинительные;
- подчинительные.
1 -> 3
2 -> 1
3 -> 4
Определение необходимости знаков препинания
Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:
- Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
- Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
- Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.
1. Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.
2. Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.
3. Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибёшься.
Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.