Мы с вами уже давно знакомы с однородными членами предложения, поэтому пришла пора усложнить задачу и сейчас мы предлагаем вам повнимательнее глянуть на следующее выражение: "Вокруг нашей школы растут старые деревья: тополя, липы и клёны"
.
Конечно, многие из вас сразу отметят, что в нём присутствуют однородные подлежащие. Это перечисленные виды деревьев (тополя, липы, клёны). Но кроме конкретных названий, здесь ещё есть и слово, обозначающее и объединяющее в себе их все сразу (деревья). В данном случае перед нами предложение с обобщающим словом перед однородными членами.
Оглавление
Обобщающие слова: определение и назначение
В текстах мы достаточно часто встречаем обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обобщающие слова (или словосочетания) – это лексемы, служащие для того, чтобы дать общее название предметам или признакам, то есть обозначить родовое (общее) понятие по отношению к однородным членам предложения.
Проиллюстрировать, что такое обобщающее слово в русском языке, помогут примеры родовых понятий (обобщений):
Огурцы, кабачки, свёкла
– в таком случае общим понятием будет словоформа «овощи»;Снегирь, воробей, голубь
– «птицы» будут родовым понятием;Гитара, флейта, аккордеон
– можно объединить в родовое понятие «музыкальные инструменты».
Если названия конкретных предметов представлены в предложении вместе с относящимся к ним родовым понятием, то это будут однородные члены предложения с обобщающим словом.
В предложениях они выглядят следующим образом:
В корзину бабушка положила свежие овощи: огурцы, кабачки, помидоры.
Кормушка предназначалась для местных птиц: снегирей, воробьёв, голубей – все они нуждались в еде холодной зимой.
Гитара, флейта, аккордеон – этими музыкальными инструментами владел наш учитель.
Способы выражения обобщающих слов в предложении
Кроме существительных, выражающих общие понятия («овощи», «ягоды», «мебель», «одежда»), очень часто обобщающие слова выражаются местоимёнными наречиями («нигде», «всюду», «никогда», «везде») либо отрицательными местоимениями («никто», «ничто»).
Цветы у бабушки росли повсюду: на клумбах, вдоль дорожки, около калитки.
В дальних странах, в больших шумных городах – нигде не находил он себе места, скучая по Родине.
Никто не мог сообразить, как же решить эту задачу: ни я, ни мой друг Коля, ни его старший брат.
Реже они могут быть представлены прилагательными:
Мы вырезали цветы из разноцветной бумаги: красной, розовой, синей, фиолетовой.
Первый снег был особенно красивым: лёгким, пушистым и мягким.
Не являются исключением и обобщающие слова в виде глаголов:
На празднике мы совсем не отдыхали: пели, танцевали, учавствовали в конкурсах.
На практике мы изучали разрезы почвы, сажали растения, собирали урожай – в общем, не бездельничали.
Как выделяется обобщающее слово при синтаксическом разборе
Обобщающие слова всегда являются теми же членами предложения, что и однородные, к которым они относятся. Следовательно, определение того, какую синтаксическую роль играют в предложении однородные члены, подсказывает нам как подчеркивается обобщающее слово.
Конечно, однородные члены с обобщающим словом могут выполнять совершенно разные синтаксические функции в различных предложениях. Рассмотрим 5 предложений с обобщающими словами, которые выполняют разную роль:
- Подлежащее.
Все замерли в ожидании первого школьного звонка: первоклассники, их родители и учителя.
- Сказуемое.
Весь день дети развлекались: играли, прыгали, танцевали;
- Определение.
Цвет моря был переменчивым: то синим, то тёмно-зелёным, то свинцово-серым.
- Обстоятельство.
У тёмного горизонта и прямо над нами – кругом собрались грозовые тучи.
- Дополнение.
Папа подарил маме цветы: лилии, ромашки и розы.
Графически однородные слова в схеме предложения обозначаются кружком «O», а обобщающее слово, схема будет показывать, как кружок с точкой внутри.
Когда в предложении есть обобщающее слово, знаки препинания должны проставляться с учётом того, какое место оно занимает по отношению к однородным членам.
Знаки препинания при обобщающем слове
Если в предложении присутствуют лексемы, которые классифицируются как однородные члены, то на письме их нужно разделять запятыми. Кроме того, если при них имеется обобщающее слово, по правилам пунктуации в предложении также будут необходимы дополнительные знаки препинания. Это может быть двоеточие либо тире, а также тире и двоеточие одновременно.
Двоеточие
Этот знак препинания ставится после обобщающего слова перед однородными членами:
Весна уже чувствовалась во всём: в ярком свете солнца, в потеплевшем воздухе, в весёлом щебетании вернувшихся после зимовки птиц.
Казалось, что звуки музыки слышались отовсюду: из раскрытых окон гостиной, из тёмных аллей старинного парка.
В нашем зоопарке можно увидеть самых разных зверей: белых и бурых медведей, львов и тигров, верблюдов, оленей.
Схема подобной синтаксической конструкции имеет вид:
Иногда после обобщающих употребляются дополнительные вводные слова («например», «как-то», «а именно»). Перед подобными словами ставится запятая, а после них – двоеточие:
Осенью на юг улетают многие птицы, а именно: скворцы, грачи, ласточки, лебеди.
На праздник подошли бы любые угощения, например: панкейки, канапе, тарталетки или профитроли.
Тире
Когда обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним надо поставить тире:
В лесах, в городских парках и скверах – везде уже заметны жёлтые осенние листья.
Улыбка, ласковое слово, доброе пожелание – все эти мелочи, как может показаться на первый взгляд, очень нужны людям, которые с нами рядом.
На площадях и центральных улицах больших городов, во деревнях и посёлках – кругом царила атмосфера праздника и общего веселья.
Для такого случая схема будет следующего вида:
Бывает, что после однородных членов есть слова, которые как бы подводят итог сказанного («словом», «одним словом»). Тире здесь будет ставиться перед этими словами, а после них – запятая:
Новый забор в палисаднике, прополотый огород, подметённые дорожки – словом, всё говорило о том, что за домом и участком тщательно ухаживают.
На дне рождении были родители, кузина, бабушка и дедушка — одним словом, родственники.
Тире и двоеточие
Двоеточие при обобщающих словах ставится всегда. Но бывают и более сложные по составу предложения, которые не заканчиваются перечислением однородных членов, так как мысль автора имеет продолжение. В этом случае пишем двоеточие после обобщающего слова, а после перечисленных понятий проставляем тире:
Все наши одноклассники: и мальчишки, и девчонки – были готовы остаться после уроков, чтобы украсить класс к празднику.
Каждый артист: ученик, молодой музыкант, опытный мастер – всегда испытывают определённое волнение перед концертом.
Везде: на дорожках, на ветках старых елей, на скамейках – лежал снег.
Здесь схема синтаксической конструкции имеет вид:
Проверка полученных знаний
Уверены, что после наших определений и примеров вы смогли разобраться в том, что такое обобщающее слово. Предлагаем на этом не останавливаться и окончательно закрепить материал с помощью онлайн-теста. Желаем удачи!