Кампания или компания — в чём разница?

Русская лексика содержит огромное количество слов, которые звучат идентично друг другу, но отличаются написанием, а также смысловой нагрузкой. Такие словоформы имеют название – омофоны. В переводе с греческого языка – одинаково звучащие.

Такими, к примеру, являются словоформы «компания» и «кампания«, которые обладают отличиями не только в написании, но и в семантике, однако схожи в звучании из-за привычного для языка произношения «а» вместо безударной гласной «о». В данном случае именно смысл слова влияет на выбор правильной буквы в корне и русский язык допускает употребления обоих слов.

Проблемы с выбором гласной возникают вследствие того, что эта фонема находится в безударной позиции. Её нельзя проверить, так как данные слова являются заимствованными. Русский язык не имеет таких слов, в которых безударная гласная стала бы в сильную позицию.

Чтобы не путаться в написании исследуемых слов, необходимо точно знать семантику каждой. Более того, немаловажную роль играет контекст, в котором они употребляются. Давайте вместе разберёмся в каком случае и как пишется «компания» или «кампания«, и в чём разница.

Значение существительного компания

Данная словоформа имеет латинское происхождение. Она означает в буквальном смысле деловое сообщество. Так именуют крупные промышленные предприятия, которые осуществляют торговую деятельность, занимаются строительством, производством товаров и прочим.

Рассмотрим вышесказанное на примере:

  • компания «Энергия»;
  • компания «S7».

Чтобы лучше понять употребление данного слова стоит рассмотреть разные контексты:

  • В 2003 году компания вышла на новый уровень доходов, увеличила численность сотрудников, расширила объемы производства.
  • В случае, если специалисты транспортной компании не могут решить вопрос клиента в кратчайший срок, они обращаются за помощью к руководству.

Данное слово может иметь и другую семантику. Компанией называют группу людей, которых объединяет общий интерес, увлечение, занятие, хобби. К примеру:

  • В компании друзей все были одеты практически одинаково, именно это было их отличительной чертой от всех остальных собравшихся.
  • В сети есть ролик, где компания рыболовов подробным образом рассказывает о том, как правильно ловить сома.

Верное и неверное использование буквы О

Поскольку оба слова пришли к нам из других языков, стоит обратиться к истокам их формирования. Существительное «компания» произошло от латинского слова «compania», означающее «сотрапезники» или «вместе поедающие хлеб» (от латинского «panis» — хлеб). В английский язык слово пришло как «compani» и произносится соответственно [ко́мпани], с четко выраженной гласной «о».

Итак, если в контексте идет речь о сообществе, фирме, группе людей, то слово «компания» пишется с буквой «о».

Это необходимо запомнить, так как словоформа является словарной, и проверочные лексемы невозможно подобрать.

В таком случае использование гласной «а» на примере следующего предложения: «Кампания туристов собралась в поход на следующей неделе», будет считаться ошибкой.

По такому же принципу формируются родственные слова, как прилагательное «компанейский», существительное «компаньон», или образованная из двух простых, сложная форма «кают-компания» (общая комната на корабле для отдыха, приема пищи либо собраний).

Когда употребляется существительное кампания

Второе рассматриваемое существительное также имеет латинские корни. Значение этого слова заключается в характеристике военных действий, которые направлены на достижение стратегической цели.

Данное слово изначально употреблялось исключительно в этом значении. То-есть его можно было применять только для названия военных действий.

На сегодняшний день, словарь Ожёгова, прошедший современное переиздание, разъясняет, что «кампания» в вышеуказанном смысле представляет собой массу военных операций, которые происходят в одной локации в конкретный промежуток времени.

В ходе дальнейшей трансформации русского языка, словоформу стали применять в более широком смысле. Сейчас она используется при описании определенного ряда действий, которые осуществляются для достижения конкретной цели. К примеру:

  • манипуляции, применяемые для подготовки к выборам – предвыборная кампания;
  • действия, цель которых заключается в рекламе продукции – рекламная кампания;
  • процессы, направленные на сбор урожая – уборочная кампания.

Верное и неверное написание гласной А

Сегодня достаточно распространено слово «пиар-кампания». Происхождение относится к английской аббревиатуре PR (связь с общественностью). В русском языке под этой словоформой понимается комплекс действий, связанный с привлечением средств массовой информации. Цель заключается в формировании положительного мнения о каком-либо продукте, товаре, услуге, человеке. Действия направлены на привлечение внимания, рост популярности, интереса и так далее.

Пиар-кампания, как и другие виды: военная, приёмная, посевная, или избирательная кампания, представляет собой совокупность действий, поэтому в слове должна быть написана «а».

Особенностью данного слова является то, что словоформа образовалась от латинского «campus», которое буквально переводится, как «поле», в том числе и «поле боя». В английском же языке данное слово звучит как «campaign» [кампе́йн] и в отличии от аналогичных русских, отличается от омофона, как написанием, так и произношением.

На примере предложения «Что касается оптовых компаний, то их численность намного больше, чем зарегистрированных других предприятий» мы видим, что написание слова с гласной «о» неверно.

Задания на самопроверку

Чтобы немного облегчить запоминание правописания данных словоформ, специалисты в области лингвистики советуют усвоить одну подсказку: компания – это какое-то количество людей, а кампания – ряд действий.

Интересно знать! Компания может организовать или повести кампанию, но никак не наоборот.

Для того, чтобы верно ответить, как правильно писать «кампания» или «компания«: внимательно прочитайте предложение и определите в каком контексте оно используется.

  • Мимо нас весело промчалась к_мпания хохочущих девушек, так и маня за собой своей энергией.
Показать скрытое содержимое
Буква «о». Относится к некоему количеству людей.
  • Новый маркетинговый отдел сформировал рекламную к_мпанию, с помощью которой мы не только догнали показатели предыдущего года, но и в разы опередили их.
Показать скрытое содержимое
Буква «а». Кампания выступает в роли ряда действий по улучшению показателей.
  • В этот раз, дабы не упустить все шансы на победу,  за организацию предвыборной к_мпании в штате Коннектикут взялась к_мпания «Шаг».
Показать скрытое содержимое
В первом рассматриваемом слове в формате проведенных мероприятий, пишем гласную «а», во втором существительном, означающем некую организацию  – «о».
  • Наша к_мпания заняла первое место на рынке производителей снегоуборочных машин, обогнав при этом ведущие страны Европейского союза.
Показать скрытое содержимое
Синоним «организация». Пишется буква «о».
  • В связи с предстоящим резким похолоданием, уборочная к_мпания в близлежащих полях началась раньше поставленного срока.
Показать скрытое содержимое
Кампания, как процесс пишется с гласной «а».

На заметку

Подобных слов в русском языке превеликое множество, когда словоформы схожи, но в зависимости от самого контекста или частей речи пишем ту или иную букву.

Как правильно?

В продолжении или В продолжение

Если вы сомневаетесь в правильном ответе, то чтобы разобраться в этом вопросе, ознакомьтесь со шпаргалкой, перейдя по ссылке.

Вы уже голосовали!
Правила русского языка
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии