Словообразовательный разбор: понятие, план и примеры

Русский язык – богатый и многогранный, и одним из ключевых элементов его изучения является анализ словообразовательной структуры. Все русскоязычные слова можно разделить на две большие группы: производные и непроизводные. Непроизводные слова – это слова, которые не могут быть разобраны на более мелкие смысловые компоненты. Они являются первичными и не содержат в себе других слов или морфем. Например, слова «мама», «дом», «вода».

Производные слова, напротив, образуются из других слов с помощью различных словообразовательных процессов, таких как суффиксация, префиксация, корневая морфема, и так далее. Например, слово «читатель» производное от слова «читать», к нему добавлен суффикс -тель, указывающий на действующее лицо.

Понятие о словообразовательном разборе

Что такое словообразовательный разбор? Это не просто определение составляющих частей слова, но и понимание их функций и взаимосвязей. Например, при анализе слова «разгуляться» мы видим, что основой является корень «гул-«, к которому присоединяется префикс «раз-«, постфикс «-ся» и глагольное окончание «-ять-«. Этот базовый морфемный разбор в дальнейшем помогает нам прийти к исходной форме «гулять», таким образом давая глубже понять смысловые и грамматические аспекты образования нового слова.

Итак, словообразовательный разбор – это процесс анализа слова для определения его структуры и способа образования. Это важный элемент лингвистического анализа, который помогает понять, как слова образуются и развиваются в языке.

Морфемный и словообразовательный разборы: сходство и отличие

Морфемный и словообразовательный анализы – это два основных метода разбора слов в лингвистике, и хотя они тесно связаны, их цели и методы различаются.

Морфемный разбор фокусируется на определении и анализе морфем – наименьших значащих единиц языка. Морфемы включают корни, префиксы, суффиксы, окончания и постфиксы.

Основная цель морфемного разбора – показать, как эти элементы сочетаются для формирования слова и какие значения они вносят. Например, в слове «несчастливый» морфемный разбор выделит префикс «не-», корень «-част-», суффиксы «-л-» и «-ив-» и окончание «-ый».

Словообразовательный анализ, с другой стороны, делает акцент на процессах и способах образования слов, а также на их структурных и семантических отношениях с другими словами. Он исследует то, как из одних слов образуются другие и какие словообразовательные модели используются в языке.

Этот вид разбора помогает понять суть связей между различными словами, какие процессы словообразования активны в языке и как они влияют на значение слов. Возвращаясь к примеру со словом «несчастливый», словообразовательный разбор покажет, что оно образовано от слова «счастье» с помощью префикса «не-» и суффиксов «-л-» и «-ив-».

В то время как морфемный разбор сосредоточен на внутренней структуре слова, словообразовательный разбор исследует взаимосвязи между словами и процессы, благодаря которым они формируются. Оба эти подхода дополняют друг друга, предоставляя более полное понимание языковых структур и процессов.

Повторение способов образования слов

В русском языке существует несколько ключевых способов словообразования.

  1. Суффиксация (суффиксальный способ) – наиболее распространённый способ словообразования, заключающийся в прибавлении суффикса к основе слова.
    • Например, от слова «работа» получаем «работник»;
    • К прилагательному «синий» добавим суффикс «е» и глагольное окончание «ть», получим «синеть»;
    • Таким же способом можно преобразовать междометие «ау» в глагол с суффиксом «ка» — «аукать».
  2. Префиксация (префиксальный) – образование новых слов путем добавления префикса к основе. Этот метод влияет на значение исходного слова.
    • Например, «писать» с префиксом «пере-» даёт лексему «переписать»;
    • Или приставка «у-», прибавленная к глаголу «паковать» добавит слову значение законченного действия — «упаковать»;
    • Добавив префикс «не-» к отрицательному местоимению «кто» получим неопределённое «некто».
  3. Композиция (сложение) – соединение двух или более корней или слов для образования нового слова.
    • Пример – «видеоигра», образованная от слов «видео» и «игра».
    • А соединив лексемы «молоко» и «завод», получим место, где собственно и производятся те самые молочные продукты.
    • Или например слово «пароход» образовано от слова «пар» и «ход»
  4. Конверсия – образование нового слова без добавления аффиксов, при этом изменяется часть речи.
    • Например, из прилагательного «столовая» (столовая комната) можно получить существительное «столовая».
    • «Родители, встречающие детей» и «встречающие на автовокзале». В первом случае представлено причастие, во втором – существительное.
    • И даже существуют примеры перехода главных частей речи во второстепенные: «давайте (глагол) детям воду» и «давайте (частица) дружить».
  5. Усечение – способ компрессивного словообразования, особенно распространённый в разговорной речи. Примеры включают сокращения вроде:
    • «Универ» от «университет»;
    • «Комп» от «компьютер»;
    • «Ноут» от «ноутбук».
  6. Образование через удвоение (редупликация) – создание новых слов путём повторения основы или её части.
    • Например, «кукушка» с двумя корнями, образованная от «ку-ку»;
    • Или сочетание «чуть-чуть», «еле-еле», «синий-синий»;
    • Примерами неполной редупликации служат слова: «баю-бай», «перво-наперво», «гоголь-моголь».
  7. Словообразование от имён собственных – создание слов на основе собственных имен, географических названий или других уникальных терминов.
    • Например, «донжуан» от имени Дон Жуан.
    • Салат «оливье» появился от Люсьена Оливье.
    • А «толстовкой» назвали одежду в честь Толстого Л.Н.
  8. Универбация – свертывание словосочетания и образование на его базе однословного суффиксального производного.
    • Например, «социалка» от «социальная помощь», «читалка» от «читальный зал».
    • Этот способ особенно продуктивен в современной речи и включает различные словообразовательные модели, такие как добавление суффиксов к основе прилагательного («зачетка», «неотложка») или образование наименований лиц («заочник», «силовик»).

Пошаговый план словообразовательного разбора

Словообразовательный разбор – это процедура, позволяющая определить структуру слова, выявить способ его образования и понять взаимосвязь с другими словами. Ниже представлен пошаговый план, который поможет глубже понять механизмы словообразования в русском языке:

  1. Определите основу слова, которая является его неизменной частью и несёт основное семантическое значение.
  2. Выделите корень слова — центральную часть слова, несущую основное лексическое значение.
  3. Посмотрите, какие морфемы были присоединены к корню.
  4. Определите, как было образовано слово – через префиксацию, суффиксацию, композицию и т.д.

Этот план поможет систематически подойти к процессу словообразовательного анализа, обеспечивая глубокое понимание механизмов образования слов и их структуры в русском языке.

Примеры словообразовательного разбора

Выполнение словообразовательного разбора – это не только учебное упражнение, но и важный инструмент для лингвистов, изучающих структуру и развитие языка. И потому рассмотрим анализ на примерах:

Проведём словообразовательный анализ для слова «книжный»

  1. Выделяем основу «книжн-»;
  2. Находим корень: «книж-»;
  3. Определяем дополнительные морфемы: суффикс «-н-», окончание: «-ый»;
  4. Таким образом, можно утверждать, что способ образования – суффиксальный, потому как слово «книжный» образовано от существительного «книга» путём добавления суффикса «-н-» и грамматического окончания «-ый», формируя прилагательное.

Возьмём для анализа словоформу «поднебесный»

  1. Обозначаем основу: «небесн-»;
  2. Выделяем корень: «небес
  3. Рассматриваем морфемы, прикреплённые к корню: префикс «под-», суффикс «-н-», окончание «-ый».
  4. Способ образования: приставочно-суффиксальный за счёт присоединения корню «небес-» префикса «под-» и суффикса «-н-» с окончанием «-ый», создавая прилагательное.

Для следующего разбора возьмём слово «птицефабрика»

  1. Выделяем основу слова «птицефабрик-»
  2. Определяя корень видим, что лексема состоит из двух главных морфем: «птиц-» и «фабрик-»;
  3. Из служебных морфем в слове есть только интерфикс «е» и окончание «а».
  4. Итак, «птицефабрика» является результатом соединения двух корней: «птиц-» и «фабрик-«, что характерно для метода сложения.

Разберём глагол «подъехать»

  1. Сперва выделяем основу: «подъеха-»
  2. Корнем будет часть «-ех
  3. К корню присоединяется приставка «подъ-» и глагольное окончание «-ть».
  4. С учётом наличия приставки «подъ-», которая указывает на завершенность действия определяем, что метод образования — префиксальный.

Выполним словообразовательный разбор слова «разносятся».

  1. Определяя основу, необходимо учитывать то, что окончание в неё не включается и потому выделяем «разнося + ся».
  2. Находим корень – «нос».
  3. Из дополнительных морфем выделяем: приставку «раз-», суффикс «ся», окончание «-ят-» и постфикс «-ся».
  4. Исходя из такого обширного набора морфем приходим к выводу, что словоформа образована префиксально-суффиксально-постфиксальным методом.

Осознанное применение разбора словообразовательного типа позволяет глубже понять механизмы функционирования языка, а также его исторические и культурные контексты. А иходя из вышесказанного сделаем вывод, что выполнить словообразовательный разбор невозможно без понимания морфемного анализа.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии