Аффикс – это лингвистический термин, обозначающий вспомогательные морфемы (приставки, суффиксы, окончания). В переводе с латыни означает «присоединённый».
Подобно тому, как любое здание, большое или маленькое, сложено из отдельных блоков и кирпичиков, каждая словоформа русского языка также складывается из отдельных частей – морфем. Главной среди них считается корень, так как именно он несёт в себе лексическое значение слова. Приставки, суффиксы, окончания присоединяются к корню, обеспечивая тем самым образование слов, и именно эти вспомогательные морфемы называют аффиксами.
Поскольку мы затронули тему образования слов, давайте заодно узнаем, что такое аффиксация.
Аффиксация – это собирание, конструирование слова за счёт присоединения к его основе морфем-аффиксов.
- Лес – перелесок (к основе лес присоединена приставка «пере-» и суффикс «–ок», таким путём образовано новое имя существительное);
- Бежать – прибежавший (благодаря тому, что перед корнем беж поставлен префикс «при-«, а после корня – суффиксы «-а-«, «-вш-» и окончание «-ий», из глагола образовано причастие прошедшего времени совершенного вида).
Изменить форму слова, когда это необходимо, помогают формообразующие аффиксы:
- С помощью окончаний имён существительных изменяется их число и получаются различные падежные формы:
стол (столы) – стола (столов), столом (столами), (на) столе (столах)
; - Суффикс и окончание позволяют преобразовать глагол в причастие:
говорить – говорящий
; - Благодаря этим же морфемам образуется такая форма глагола как деепричастие:
остановиться – остановившись
.
Также, в нашем языке присутствуют словообразующие аффиксы, которые позволяют создавать новые слова:
Ходить – выходить, заходить, подходить, уходить
;Гриб – грибник, грибница
;Стакан – подстаканник
;Два – дважды
.
Словообразовательные аффиксы в слове могут занимать место перед корнем (приставки) или после него (суффиксы). Причём суффикс иногда бывает нулевым (проходить – проход
).
Таким образом, узнав, что такое аффикс мы можем сделать вывод, что его значение заключается в возможности участвовать в словообразовании, словоизменении и выражении лексико-грамматических акцентов.