На прошлых занятиях мы с вами определились, что для того чтобы уметь владеть языком, — нужно учиться и постоянно разбираться с примерами. Мы выяснили, что такое ли́ца глаголов и как определять их возвратность. Надеюсь, что вы запомнили каждый из этих признаков и теперь без проблем сможете ответить на любые вопросы.
Перейдем к сегодняшней теме — морфологический разбор глаголов. Неотъемлемая часть обсуждения, поэтому включайте свое внимание и приступим к разбору. А в конце темы вас ждёт небольшое тестирование, для точного закрепления материала.
Оглавление
Схема — описание морфологического разбора
Сначала освоим терминологию, чтобы определиться с основным посылом.
Морфологический разбор — есть обнаружение постоянных/непостоянных типов глагола, в формате самостоятельной части речи. Он состоит из цельной и структурированной системы оценки, благодаря которой, легко и просто разобраться с каждой деталью части речи.
Вы уж точно знаете, что глагол — это независимая единица, отвечающая на “что делать? что сделать?”; как например: уходить, мечтать, плясать, резвиться, учиться
и так далее.
Сейчас при помощи схемы, мы поэтапно рассмотрим каждую деталь:
- Определяем составную часть речи ( общее грамматическое положение).
- Указываем инфинитив (простая форма).
- Приступаем к морфологическому разбору.
- Расписываем постоянные показатели:
- определяем вид глагола (совершенный или несовершенный);
- уточняем переходность или же непереходность;
- определяем возвратность;
- спряжение.
- Расписываем непостоянные показатели:
- выясняем тип наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
- время — лишь для изъявительного!;
- какое число (единственное или множественное);
- определяем лицо (настоящее, будущее время; обязательно в повелительном наклонении);
- род (лишь для прошедшего времени изъявительного наклонения).
- Расписываем постоянные показатели:
- Напоследок, разбираемся с синтаксической принадлежностью.
Подробный образец разбора
Структура достаточно объёмная, но на примерах будет достаточно легко и понятно.
Любите ли вы театр, так как я?
- Любите — что делаете?; глагол, который отмечает действие.
- Начальная форма — любить.
- Разбираемся с морфологией.
- Неизменяемые признаки:
- несовершенный вид глагола (действие не завершилось);
- переходная форма (требуется контакт с объектом);
- по возвратности — невозвратный (не заканчивается на -ся/-сь);
- второе спряжение (любить — окончание -ить).
- Изменяемые признаки:
- изъявительное наклонение;
- простое настоящее время;
- множественное число;
- второе лицо.
- Неизменяемые признаки:
- Выполняет функции сказуемого в настоящем предложении.
Вот так выглядит подробный письменный анализ. Обязательно, нужно каждый пункт анализировать, прежде чем выдавать письменный или устный ответ. Эту схему необходимо изучить и запомнить.
Дополнительные примеры морфологического разбора глагола
Пример № 1
“У Маши в школе началась математика.”
- Началась — описывает процесс, отвечающий на “что сделала?”.
- Инфинитив — начаться.
- Морфологический разбор
- Неизменяемые признаки:
- совершенный вид;
- непереходная форма;
- возвратный тип (заканчивается на -ся/-сь);
- первое спряжение.
- Изменяемые признаки:
- изъявительное наклонение;
- прошедшее время;
- единственное число;
- второе лицо.
- Неизменяемые признаки:
- Осуществляет функции сказуемого.
Пример № 2
“Игорь усердно стучит в соседнее окно.”
- Стучит — “что делает?” — показывает действие.
- Начальная форма — стучать.
- Морфологический разбор
- Постоянные показатели: несовершенная форма, возвратный, переходный, первое спряжение.
- Непостоянные показатели: изъявительное наклонение, настоящее время, третье лицо единственного числа.
- Глагол использован в качестве сказуемого.
Пример № 3
“Сегодня утром пошёл сильный дождь.”
- Пошёл — “что сделал?”, выполняет действие.
- Инфинитив — пойти (что сделать?)
- Морфологический разбор
- Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, время прошедшее, единственное число, мужской род.
- Представлен сказуемым.
Пример № 4
“Папа научил меня кататься на самокате.”
В данном примере представлены сразу два слова на разбор:
- Научил — “что сделал?” — слово, обозначающие действие.
- Инфинитив — научить (что сделать?)
- Морфологический разбор
- Постоянные признаки: совершенная форма; переходный вид; возвратный глагол; второе спряжение.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение; время прошедшее; единственное число мужского рода.
- В предложении представлен вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого.
- Кататься — “что делать?”, — указывающий действие.
- Начальная форма такая же — кататься.
- Морфологический разбор
- Постоянные признаки: несовершенная форма, непереходной, возвратный глагол; первое спряжение.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение; настоящее время.
- В предложении представлен неопределённой формой составного глагольного сказуемого.
Тестовые задания на закрепление материала
Если вы ответили на все 8 вопросов — я вас поздравляю! Вы усвоили все правила, приняли во внимание все нюансы и окончательно поставили точку в данной теме. Тренируйтесь и всё у вас запомнится.
Ещё в школе не любила эти разборы и вот карма меня настигла, приходится объяснять это сыну, и сама заодно разобралась. Все понятно и доходчиво написано, алгоритм мне стал понятен.
Еще в школе испытывала сложности с морфологическими разборами и не особо понимала зачем он нужен именно школьникам. Вот тем, кто занимается филологией, изучает язык – да, нужен, а учащиеся про все это забывают сразу же после окончания школы.