Морфологический разбор глагола

На прошлых занятиях мы с вами определились, что для того чтобы уметь владеть языком, — нужно учиться и постоянно разбираться с примерами. Мы выяснили, что такое ли́ца глаголов и как определять их возвратность. Надеюсь, что вы запомнили каждый из этих признаков и теперь без проблем сможете ответить на любые вопросы.

Перейдем к сегодняшней теме — морфологический разбор глаголов. Неотъемлемая часть обсуждения, поэтому включайте свое внимание и приступим к разбору. А в конце темы вас ждёт небольшое тестирование, для точного закрепления материала.

Схема — описание морфологического разбора

Сначала освоим терминологию, чтобы определиться с основным посылом.

Морфологический разбор — есть обнаружение постоянных/непостоянных типов глагола, в формате самостоятельной части речи. Он состоит из цельной и структурированной системы оценки, благодаря которой, легко и просто разобраться с каждой деталью части речи.

Вы уж точно знаете, что глагол — это независимая единица, отвечающая на “что делать? что сделать?”; как например: уходить, мечтать, плясать, резвиться, учиться и так далее.

Сейчас при помощи схемы, мы поэтапно рассмотрим каждую деталь:

  1. Определяем составную часть речи ( общее грамматическое  положение).
  2. Указываем инфинитив (простая форма).
  3. Приступаем к морфологическому разбору.
    1. Расписываем постоянные показатели:
      • определяем вид глагола (совершенный или несовершенный);
      • уточняем переходность или же непереходность;
      • определяем возвратность;
      • спряжение.
    2. Расписываем непостоянные показатели:
      • выясняем тип наклонения: изъявительное, условное, повелительное;
      • время — лишь для изъявительного!;
      • какое число (единственное или множественное);
      • определяем лицо (настоящее, будущее время; обязательно в повелительном наклонении);
      • род (лишь для прошедшего времени изъявительного наклонения).
  4. Напоследок, разбираемся с синтаксической принадлежностью.

Подробный образец разбора

Структура достаточно объёмная, но на примерах будет достаточно легко и понятно.

Любите ли вы театр, так как я?

  1. Любите — что делаете?; глагол, который отмечает действие.
  2. Начальная форма — любить.
  3. Разбираемся с морфологией.
    1. Неизменяемые признаки:
      • несовершенный вид глагола (действие не завершилось);
      • переходная форма (требуется контакт с объектом);
      • по возвратности — невозвратный (не заканчивается на -ся/-сь);
      • второе спряжение (любить — окончание -ить).
    2. Изменяемые признаки:
      • изъявительное наклонение;
      • простое настоящее время;
      • множественное число;
      • второе лицо.
  1. Выполняет функции сказуемого в настоящем предложении.

Вот так выглядит подробный письменный анализ. Обязательно, нужно каждый пункт анализировать, прежде чем выдавать письменный или устный ответ. Эту схему необходимо изучить и запомнить.

Дополнительные примеры морфологического разбора глагола

Пример № 1

У Маши в школе началась математика.”

  1. Началась — описывает процесс, отвечающий на  “что сделала?”.
  2. Инфинитив — начаться.
  3. Морфологический разбор
    1. Неизменяемые признаки:
      • совершенный вид;
      • непереходная форма;
      • возвратный тип (заканчивается на -ся/-сь);
      • первое спряжение.
    2. Изменяемые признаки:
      • изъявительное наклонение;
      • прошедшее время;
      • единственное число;
      • второе лицо.
  4. Осуществляет функции сказуемого.

Пример № 2

Игорь усердно стучит в соседнее окно.”

  1. Стучит — “что делает?” — показывает действие.
  2. Начальная форма — стучать.
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные показатели: несовершенная форма, возвратный, переходный, первое спряжение.
    2. Непостоянные показатели: изъявительное наклонение, настоящее время, третье лицо единственного числа.
  4. Глагол использован в качестве сказуемого.

Пример № 3

Сегодня утром пошёл сильный дождь.

  1. Пошёл — “что сделал?”,  выполняет действие.
  2. Инфинитив — пойти (что сделать?)
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.
    2. Непостоянные признакиизъявительное наклонение, время прошедшее, единственное число, мужской род.
  4. Представлен сказуемым.

Пример № 4

Папа научил меня кататься на самокате.

В данном примере представлены сразу два слова на разбор:

  1. Научил — “что сделал?” — слово, обозначающие действие.
  2. Инфинитив — научить (что сделать?)
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: совершенная форма; переходный вид; возвратный глагол; второе спряжение.
    2. Непостоянные признакиизъявительное наклонение; время прошедшее; единственное число мужского рода.
  4. В предложении представлен вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого.
  1. Кататься — “что делать?”, — указывающий действие.
  2. Начальная форма такая же — кататься.
  3. Морфологический разбор
    1. Постоянные признаки: несовершенная форма, непереходной, возвратный глагол; первое спряжение.
    2. Непостоянные признакиизъявительное наклонение; настоящее время.
  4. В предложении представлен неопределённой формой составного глагольного сказуемого.

Тестовые задания на закрепление материала

Если вы ответили на все 8 вопросов — я вас поздравляю! Вы усвоили все правила, приняли во внимание все нюансы и окончательно поставили точку в данной теме. Тренируйтесь и всё у вас запомнится.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Лиза
Лиза
1 год назад

Ещё в школе не любила эти разборы и вот карма меня настигла, приходится объяснять это сыну, и сама заодно разобралась. Все понятно и доходчиво написано, алгоритм мне стал понятен.

Юлия
Юлия
7 месяцев назад

Еще в школе испытывала сложности с морфологическими разборами и не особо понимала зачем он нужен именно школьникам. Вот тем, кто занимается филологией, изучает язык – да, нужен, а учащиеся про все это забывают сразу же после окончания школы.