Вы представляете себе, какой была бы обеднённой речь без действий, жестов и каких-то результатов? Ведь мы не можем описать ход процесса. А благодаря точным механизмам, наша речь становится яркой, выразительной и логичной.
Сегодня мы будем с вами разбираться с интереснейшей составляющей грамматики русского языка — глаголом. Эта часть речи, которая действует, или дает возможность делать другим. Она обладает особыми формами, с которыми мы сегодня познакомимся.
Минутка истории! Со старославянского “глаголишь” означает — молвишь, шепчешь, говоришь. А вот Пушкин, дословно перевел как “речь”.
В сегодняшней теме разговор пойдёт о такой суперспособности как возвратность. Мы узнаем как это: возвратный и невозвратный глагол, определимся с характеристикой и разберемся с яркими примерами.
Оглавление
Возвратность глагола как один из признаков
Возвратность — есть грамматический тип глагола, устанавливающий направленность или ненаправленность, обозначаемого действия/положения на представителя.
Определение достаточно сложное и многозначное, однако, в конечном итоге станет всё легко и понятно. Разбирая его, видим, что способность глагола обусловлена тем, может процесс возвращаться к самому субъекту, который действует, или нет.
Знаете ли вы что? Глаголы возвратного типа отчасти произошли от сокращения словосочетаний типа любовать себя => любоваться, одевать себя => одеваться и т.д.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что глаголы возвратного типа оканчиваются на сь/ся. Если имеем подобные ситуации — глагол возвратный, в случае если нет — невозвратный. Теперь стало чуточку проще. Чтобы стало еще яснее, рассмотрим примеры:
Марина умылась и собралась в школу.
В предложении мы видим с вами глаголы, оканчивающиеся на сь. Исходя из правил — это возвратный тип. Исходя из логики, действие обращено на Марину, она умыла себя и собрала себя, т.е. подтверждаем — глаголы возвратные.
Моя младшая сестричка любит постоянно обниматься.
Здесь в предложении присутствуют два вида глаголов — возвратный (обнимать себя => обниматься) и невозвратный (любит, так как не оканчивается на ся/сь)
Из-за сильного ветра, распахнулась форточка
Распахнулась — глагол оканчивается на сь, значит возвратность есть.
Мама купила мне большой глобус, чтобы я начала учить страны мира.
В предложении “купила” — невозвратный глагол, а вот “учить” — особая форма, которая бывает и возвратной, и невозвратной.
Характерные черты возвратности
- Возвратные глаголы обладают следующими чертами:
- Действие, которое ориентировано на себя: причесываться, краситься, раздеваться;
- Действие, направленное на другого: обниматься, играться;
- Действие, ограниченное только на себя: собираться, разбираться;
- Смежность: браться, прикасаться, хвататься, спотыкаться;
- Качество, характерное индивидуальному объекту и предмету: ломаться, кусаться, дергаться;
- Настроение с внутренним статусом: улыбаться, морщиться, злиться, умиляться;
- Постфикс -ся, чаще всего применяется после согласных:
Обиделся, расстроился, занимаешься, отдышался и т.д.
- Постфикс -сь вслед за гласными:
Боритесь, горжусь, злюсь и т.д.
- Большинство глаголов, в зависимости от формы употребления, бывают как возвратные, так и невозвратные:
Купать => купаться; жить => уживаться; учить => учиться;
- Есть также особая группа, которая представлена только возвратными глаголами:
Бояться; надеяться; оставаться; ложиться; кланяться; нравиться и т.д.
Возвратные глаголы ни в коем случае не являются переходными. За ними никогда не применяются существительные и местоимения в винительном падеже. Мы же не можем выразиться “одеваться себя”
— это грубейшее заблуждение. А вот, невозвратные — бывают переходными и непереходными.
Еще один важный момент, который я бы хотел вынести на сегодняшнюю тему. Это правильное правописание глаголов, которые оканчиваются на -тся и -ться. Чтобы точно знать где ставить мягкий знак, нужно задать соответствующий вопрос к глаголу:
- Если корректен вопрос “что делать?”, — играться, мириться, скатиться., видим что в вопросе есть мягкий знак, значит ставим его и в нашем слове.
- А если вопрос звучит как “что делает?”, — веселится, бесится, ложится., видим, что мягкий знак отсутствует — то есть пишем без него.
Как определить возвратность глагола
Как вы уже догадываетесь, чтобы определить возвратность, необходимо направить своё внимание на основную особенность — постфикс -сь/-ся.
- В случае, если глагол заканчивается на -ся или -сь, то он возвратный (улыбаться, мириться, радоваться).
- И наоборот, если у него совершенно другой постфикс — невозвратный (играть, бить, мерить).
Примеры возвратных и невозвратных глаголов
Рассмотрим примеры возвратных и невозвратных глаголов.
Возвратные: учиться, сушиться, удержаться, одеться, двигаться, разбираться, поднялось, разыгралось ...
Невозвратные: усмирять, радовать, учить, удивлять, спешить, любить, ломать, колоть, курить ...
Теперь, предлагаю посмотреть примеры-предложения для более лучшего усвоения материала:
“После того, как я просыпаюсь, я всегда иду умываться первым делом.”
“Мама всегда делает мне мои любимые сырники.”
“Мой папа любит кататься на дедушкином мотоцикле.”
“Всё свое детство я любила играться с соседкой Машей.”
“Кажется, что я влюбилась в Петю из 5-Б.”
Возвратность глагола, образованная от переходных глаголов
Выше мы с вами ознакомились с базовыми чертами возвратных глаголов. Сейчас же копнём немного глубже. Сперва напомним, что переходные глаголы осуществляют связь с существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (везти картошку, пить молоко).
Возвратные глаголы русского языка, образованные от переходных глаголов, делятся на 5 дополнительных групп:
- Собственно возвратная группа. Она называет действие, предмет и субъект коего значится одним и тем же лицом. Их морфемная структура состоит из постфикса -ся, который близок по смыслу к “себя”:
умываться, собираться, купаться
. - Взаимно-возвратная группа. Тут описываемое действие происходит с небольшим количеством лиц. Если в первой группе действие было само на себя, то здесь схема “друг на друга”. Например:
сталкиваться, обниматься, видеться, любоваться.
- Общевозвратные глаголы. Группа глаголов отмечает естественное состояние фигуры. Действие заключается в местоимении “сам”:
разочароваться, улыбнуться, ругаться, остановиться
. - Косвенно-возвратная группа. Действия осуществляются в интересах себя, в своих же мотивах, целях.
Развиваться, собираться, раскладываться.
- Безобъектно-возвратные. Деятельность субъекта, в зависимости от его характерных особенностей.
Собака кусается, караван двигается, оса жалится
.
Возвратность глагола, образованная от непереходных глаголов
По аналогии, непереходные глаголы осуществляют связь с существительными в винительном падеже с использованием предлога (пересесть в поезд, поссориться из-за подруги).
Здесь мы с вами выделим 3 основные группы:
- Слова, которые демонстрируют действие или положение субъекта, переживаемое им вне его желания, без каких-либо его усилий. Например:
мне нездоровится, маме не спится.
- Слова, обозначающие наиболее значительные поступки, которые осуществляются субъектом в своих же интересах:
плачется, молится, ругается, учится.
- Слова, обозначающие слабое выражение какого-либо наружной черты:
краснеется, тлеется, стыдится, трясется.
Вот и подошел к концу урок, посвящённый очень интересной части речи. Наш мир устроен так, что мы должны знать не только основы наук, но и стараться копать глубже и глубже.
Наш язык богат красотой, структурированностью и поэтичностью, поэтому каждый уважающий себя человек должен постараться изучить его мельчайшие детали.
Видите, как красиво сказано? Умение правильно выстроить предложение, сделать его экспрессивным и логичным приходит только тогда, когда вы постоянно читаете, и это не обязательно должен быть учебник по русскому языку и литературе :).
Подведя итог, я хочу сказать, что сегодня вы освоили очередную характерную черту одной из самых богатых и независимых частей речи. Теперь вы знаете, когда вам стоит ставить мягкий знак, а когда нет. Вы умеете правильно строить предложения, и с точностью сказать — возвратный или невозвратный перед вами глагол.
Супер! Молодцы! Все чётко!