Глаголы переходные и непереходные

Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.

Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории.  Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.

В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений:  нести (что?) службу, осудить (кого?) преступника, читать (что?) книгу. Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.

В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками, размышлять (над чем?) над задачей, стоять возле (чего?) балкона. Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.

Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются,  и возможность задать вопрос без предлога.

Переходные глаголы и их особенности

При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).

Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:

  • Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю, поесть сладкого;
  • Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку, ожидать троллейбус, предупредить коллег.

Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:

Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).

Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).

Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.

  • играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
  • работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
  • служить – заслужить;
  • бить – выбить.

Несколько предложений с примерами переходных глаголов.

Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.

Нужно было отстоять (что?) мнение, обосновать (что?) способ решения.

Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши.

Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.

Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.

Непереходные глаголы и их особенности

Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:

  • Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостюслужить Родине, помочь старику;
  • Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациямизапахло осенью.

К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться, браться, купаться, удивляться, примириться и пр.

Примеры предложений для лучшего запоминания.

Через неделю он уже возвращается из командировки.

Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну.

Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице.

Они встретились у парка, долго о чём-то говорили, затем разошлись.

Дети играли на площадке, пока родители сидели на лавочке.

В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.

До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.

К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь.

Мама не позволяет играть на улице.

Безличные формы также относятся к непереходным.

Кружит, вьюжит, воет, стонет.

Влияние многозначности на переходность

В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.

Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?

  1. Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
  2. Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».

Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);

бить тарелки, бить в набат;

шить платье, шить для соседки;

вязать свитер, вязать у окна.

К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.

Как определить переходность у глагола

Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.

Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:

  • обратить внимание на предлог;
  • определить слово, на которое направлено действие;
  • задать правильный вопрос;
  • проанализировать значение.

Переходность глагола также определяет семантическое значение.

  1. Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
  2. Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
  3. Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.

Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты, ощущать прилив сил, чувствовать гордость и пр.

Непереходные глаголы означают:

  1. Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
  2. Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
  3. Передача звуков. Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
  4. Изменение состояния. Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.

Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.

Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Егор
Егор
2 лет назад

В языках, где склонение существительных осуществляется при помощи артикля переходность / непереходность глагола является важным аспектом, позволяющим правильно выбрать падеж, а значит, артикль. В русском языке это больше смысловой нюанс.

Андрей
Андрей
1 год назад

Спасибо большое, а то у нас учитель ничего объяснить не может нормально. Только по учебнику читает всё и ничего не понятно. Сейчас сообразил хоть что к чему. на носу экзамены ведь!

Гиви
Гиви
1 год назад

Хороший сайт, с доступным объяснением правил, подходит для всех. Сейчас это актуально, даже для родителей, которые в свое время не учились. Я остался доволен, советую и вам. Учите господа правила и будьте грамотней.