В течение всего дня человек постоянно что-то делает: отдыхает (смотрит фильм), работает (например, врач лечит людей) или отдаёт предпочтение хобби (рисует картины). Даже когда кажется, что конкретного занятия нет, наше состояние можно описать: мы ленимся, просто сидим или куда-то идём. Всё, что нас окружает, тоже имеет какое-то дело: цветы растут, кресло стоит, а кот мурлычет.
Для обозначения этих многочисленных занятий используются специальные слова – глаголы, примеры которых выглядят так: говорить, играть, обедать и др. Они содержат в себе определённое действие или целый процесс. Подобные слова несложно отличить от других: они выделяются наличием движения и звучат более живо.
Оглавление
- 1 Глаголы – что это за слова
- 2 Начальная или неопределённая форма глагола
- 3 Время, лицо и число глаголов
- 4 Особенности изменения глаголов по лицам и числам. Понятие о спряжении
- 5 Мужской, женский и средний род глаголов
- 6 Синтаксическая роль глаголов
- 7 Совершенный и несовершенный вид глаголов
- 8 Переходность и возвратность глаголов
- 9 Наклонение глаголов
- 10 Постоянные и непостоянные признаки глаголов. Глагольные формы
- 11 План морфологического разбора
- 12 Тестовая проверка полученных знаний
Глаголы – что это за слова
Познакомимся с определением, встречающимся в учебниках.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет действие, совершаемое человеком или предметом.
Я наблюдала за тем, как бабушка печёт блинчики.
Мама улыбнулась и поделилась со мной шоколадкой.
Важно знать, на какие вопросы отвечают глаголы. К ним относятся: «что делать?», «что сделать?» и их различные версии («что делал?», «что сделаешь?» и т.д.).
Начальная или неопределённая форма глагола
Каждый глагол имеет начальную (неопределённую) форму, называемую инфинитивом. Она выступает в роли некоей базы, с которой происходят разные изменения из-за появления каких-либо грамматических признаков. Отличительные черты инфинитива:
- отсутствие указаний на число, лицо, время и другие возможные характеристики;
- оканчиваются на сочетания -ть (-ться), -чь (-чься), -ти;
- вопросы глаголов в начальной форме – «что делать?», «что сделать?»;
Такие глагольные формы тоже используются в высказываниях:
Мы решили дождаться вечера и встретить друзей.
Мне не нравится заниматься спортом, но я люблю бегать по утрам.
Время, лицо и число глаголов
Начнём знакомство с морфологическими признаками изучаемой части речи.
Время – помогает узнать, когда действие было совершено (и было ли совершено вообще).
Оно бывает:
- Настоящим (что-то происходит прямо сейчас, в текущий момент).
Он читает книгу.
- Прошедшим (что-то уже произошло раньше, в прошлом):
Он читал книгу.
- Будущим (действие ещё не началось, а только планируется):
Он прочитает книгу.
Также есть сложная форма будущего времени (с использованием слова «быть»):Он будет читать книгу.
Лицо – даёт ответ на вопрос, кто выполняет действие:
- 1 лицо – указывает на говорящего: я, мы.
Я пошёл в школу.
- 2 лицо – указывает на собеседника: ты, вы.
Вы посмеялись над шуткой.
- 3 лицо – указывает на кого-то стороннего, упомянутого в беседе: он, она, оно, они.
Она учит французский язык.
Лицам глаголов в более обширном понимании с таблицами и развёрнутыми примерами мы уделили внимание в отдельной статье.
Число – благодаря ему определяется, сколько людей, живых существ или предметов чем-то заняты:
- Единственное.
Птица взлетела в небо.
- Множественное.
Птицы взлетели в небо.
Особенности изменения глаголов по лицам и числам. Понятие о спряжении
Глаголы изменяются по числам и лицам и имеют особые глагольные формы в каждой позиции. Представим их в удобной таблице, а в качестве примера будем использовать слова «знать» и «любить»:
Единственное число | Множественное число | |
1 лицо | Я знаю / люблю | Мы знаем / любим |
2 лицо | Ты знаешь / любишь | Вы знаете / любите |
3 лицо | Он знает / любит | Они знают / любят |
Внимательно посмотрим на получившиеся формы. Видим, что окончания двух глаголов в целом похожи, но имеют важное отличие – употребляемую гласную букву: слову «знать» свойственна «е», а «любить» – «и». Она зависит от того, к какому спряжению относится действие: к первому или второму. Его можно определить двумя способами:
- По ударным личным окончаниям:
- I спряжение – [ешь] / [ёшь]; [ет] / [ёт]; [ем] / [ём]; [ете] / [ёте]; [ут] / [ют];
- II спряжение – [ишь]; [ит]; [им]; [ите]; [ат] / [ят].
- По сочетанию букв, на которое глагол заканчивается в инфинитиве:
- I спряжение: -ать, -еть, -оть, -уть (знать, вернуть и др.) +
брить, стелить, зиждиться
. - II спряжение: -ить (любить, строить и др.) +
гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть
.
- I спряжение: -ать, -еть, -оть, -уть (знать, вернуть и др.) +
Мужской, женский и средний род глаголов
Род определяется только у 3-го лица единственного числа в прошедшем времени.
Ученик (он) закончил писать сочинение. (мужской)
Ученица (она) выполнила домашнюю работу. (женский)
Солнце (оно) скрылось за чёрными тучами. (средний)
Синтаксическая роль глаголов
Рассматриваемая часть речи выступает в качестве различных членов предложения. Наиболее популярная синтаксическая роль глагола – сказуемое: Ира купила чудесное платье.
В пятых — восьмых классах вы узнаете больше о глаголе, в том числе и то, что они бывают:
Подлежащими. Часами сидеть в социальных сетях – тратить время напрасно.
Дополнениями. Папа попросил меня принести удочку
(попросил (о чём?) принести удочку).
Определениями. Все знали, что у Маши есть большая мечта – стать ветеринаром
(мечта (какая?) стать ветеринаром).
Обстоятельствами. Игорь поехал в столицу искать работу
(поехал (зачем?) искать работу).
Чтобы узнать, как подчёркивается глагол в высказывании, необходимо понять, какую функцию он выполняет. Для этого нужно задать вопрос от других членов предложения.
Совершенный и несовершенный вид глаголов
Вид – ещё одна интересная характеристика глагола, указывающая на законченность (незаконченность) действия:
- Совершенный вид (во вспомогательном вопросе должна быть приставка «с-») – занятие завершилось (завершится) и будет иметь какой-либо результат.
Я (что сделал?) зашёл в гости к дедушке.
- Несовершенный вид (морфемы «с-» в вопросе нет) – действие не содержит законченности и намёка на результат.
Я (что делаю?) иду в гости к дедушке.
Переходность и возвратность глаголов
Переходность – способность глагола образовывать такое словосочетание, чтобы имя существительное стояло в винительном падеже без употребления предлога. Подробнее по ссылке.
Исходя из этого различают:
- Переходные – значит, что указанное выше условие выполняется.
Я заметил собаку, спрятавшуюся в цветах.
- Непереходные – существительным требуется предлог в винительном падеже.
Я смотрел на дерево у нашего окна.
Возвратность – грамматический признак, подсказывающий, в отношении кого выполняется действие. Более широко возвратность рассмотрена в отдельной статье.
- Возвратный глагол обозначает, что действие производилось в отношении самого рассказчика (подлежащего в предложении), то есть «возвратилось» к нему. Признак таких слов – постфикс «-ся» («-сь»).
Я причёсываюсь каждое утро
. - Невозвратный говорит о том, что что-то было совершено по отношению к стороннему лицу или объекту, а не к самому себе. Постфикс «-ся» («-сь») отсутствует.
Мама причёсывает дочку каждое утро.
Наклонение глаголов
Наклонение показывает реальность действия, возможность его выполнения:
- Изъявительное: что-то совершится, совершается или уже совершилось без дополнительных условий.
Я куплю красную машину.
- Условное (сослагательное): описывает что-то желаемое или возможное, но не сделанное. Обычно предполагает наличие определённых условий или причин. Образуется с помощью формы прошедшего времени и частицы «бы».
Я купил бы красную машину, если бы жене нравился этот цвет.
- Повелительное: выражает мягкую просьбу, настойчивое требование, обязательный приказ или призыв, «повелевает» кому-то что-то сделать. Отличительная черта – эти глаголы отвечают на вопросы «что сделай?», «что делай?» и похожие.
Немедленно купи красную машину!
Эту тему мы также рассмотрели развёрнуто в статье «Формы наклонения глаголов«.
Постоянные и непостоянные признаки глаголов. Глагольные формы
Мы познакомились со всеми характеристиками этой части речи и изучили примеры глаголов в различных глагольных формах. Подведём итоги вышесказанного:
- к постоянным (неизменяемым) морфологическим признакам относятся вид, спряжение, переходность и возвратность;
- к непостоянным – наклонение, время, число, род и лицо.
Также напомним, что есть следующие глагольные формы:
- неопределённая (инфинитив) – имеет только постоянные признаки;
- определённая форма глагола (такое название не всегда употребляется) – обладает непостоянными характеристиками и даёт информацию о том, кто (что) совершает действие;
Здесь же укажем, что выделяют и безличную форму – к такому слову нельзя подставить конкретное лицо:
На улице холодало (не получается употребить местоимение).
Хочется заказать пиццу (хочется (кому?) – ему, мне, им и т.д., то есть подходит любое лицо).
План морфологического разбора
Изучим структуру морфологического разбора – она основывается на всей информации, которая есть в данной статье.
- Указываем часть речи и инфинитив.
- Сначала прописываем (проговариваем) постоянные признаки, затем непостоянные.
- Синтаксическая роль. При письменном разборе можно показать, как обозначается глагол (двумя чертами, пунктиром, волнистой линией и т.д.) в зависимости от его функции.
Разберём глагол из предложения:
«Рыжий пёс приветливо махнул хвостом».
- Махнул – глагол. Неопределённая форма – махнуть.
- Постоянные: совершенный вид, I спряжение, непереходный, невозвратный. Непостоянные: изъявительное наклонение, прошедшее время, 3 лицо, единственное число, мужской род.
- Махнул – сказуемое.
Тестовая проверка полученных знаний
Теперь Вы понимаете, что такое глагол, – русский язык не был бы подвижным и экспрессивным без огромного количества существующих действий. Глагольные формы являются не только очень любопытными, но и довольно сложными – в первую очередь, из-за большого количества орфографических правил.