Дополнение и его роль в предложении

Согласно учебной программе по русскому языку, юные школьники уже начиная со второго класса знакомятся с главными и второстепенными членами предложения. И если у большинства детей не возникает проблем с определением подлежащего и сказуемого, то со второстепенными членами трудности бывают даже у взрослых.

Следует напомнить, что к второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.

Из всех второстепенных членов, легче всего найти определение, отвечающее на вопросы «какой?«, «чей?«, «который?«. И его мы рекомендуем определять сразу же после главных членов предложения. Однако дополнение и обстоятельство нередко путают между собой. Чтобы решить данный вопрос, давайте рассмотрим их по отдельности и начнём с дополнения.

Что же такое дополнение в русском языке?

Дополнение — это ВЧП (второстепенный член предложения), означающий предмет либо лицо выступающее в качестве объекта действия, на который указывает сказуемое. Дополнение отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)

В синтаксическом разборе предложения оно, как правило, относится к одному члену предложения, чаще всего сказуемому, либо ко всей основе в целом и представляет собой существительное или местоимение, однако иногда может также проявлять себя в виде инфинитива (неопределенной формы глагола), прилагательного или причастия в форме существительного.

Значение дополнения в предложении

Как мы уже выяснили, дополнение является вспомогательной частью в предложении, попросту — это помощник в предложении.

Цель дополнения — распространить основу, сделать её более подробной и сообщить больше информации о происходящем, когда с этим не справляется подлежащее и сказуемое.

Рассматриваемый второстепенный член предложения может иметь разные значения, а именно:

Объект, который подвергается воздействию:

  1. По вечерам папа читал газету.
  2. Летом спортсмен качал штангу.
  3. После уроков я рисовал пейзажи.
  4. Каролине не нравилось заниматься уроками.
  5. Он не думает, что подвергается опасности.

Объект, которым совершается действие:

  1. Каждый день я рисовал пастелью.
  2. В будние дни Антон учился, а в выходные работал лопатой в огороде.
  3. В Японии все едят палочками.
  4. Он мог расплатиться только этими странными карточками.
  5. В ясельной группе дети предпочитали играть мячиками или кубиками. 

Объект — адресат действия:

  1. Сейчас я пишу приятелю.
  2. Через месяц нужно было снова позвонить куратору.
  3. Нужно предупредить исполнителя.
  4. Вы готовы найти человека на эту роль?
  5. Я не могла прямо попросить Ренату об услуге.

Объект, который находится в определённом состоянии:

  1. Маме было грустно.
  2. Лизе было очень весело.
  3. В новой школе мне было одиноко.
  4. От поступка её одноклассника, Виолетте стало неприятно и даже стыдно.
  5. Девушке хотелось убежать, так страшно и одновременно завораживающе выглядела его чешуя.

Объект, с которым проводится сравнение:

  1. Мчись быстрее ветра, рыцарь!
  2. Кирилл был сильнее Васи.
  3. Я учился прилежнее одноклассников.
  4. Немногие смертные соглашались зайти дальше, но любопытство было намного сильнее страха.
  5. Мои родители были намного умнее меня.

Принадлежность объекта к чему-либо:

  1. Заведующий кафедрой был строгим, но понимающим.
  2. Руководитель проекта приходил на работу рано.
  3. Владелец мельницы наверняка был зажиточным.
  4. Люди Гора, описанные Уилбуром Смитом, не существовали в действительности.
  5. Я надеялся, что мой ирокез не понравится только директору школы.

Довольно таки легко, согласитесь?

Как подчёркивается дополнение

Мы уже поняли, как найти дополнение; значение, которым оно может быть выражено и на какие вопросы отвечает; а теперь следует перейти к не менее важной части — как выделить его в тексте.

В тексте дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Выглядит это так:

  1. Я решила нарисовать его.
  2. Фредерик был потрясён моими новостями.
  3. Налейте мне жасминовый чай.

Какие части речи могут выступать в качестве дополнения

В качестве него могут выступать самые разные части речи — от местоимений до глаголов. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Существительное в роли дополнения

Дополнения могут выражаться именами существительными в косвенных падежах (все падежи, кроме именительного) с предлогом или без него:

  1. Кларисса Доуви всегда помогала людям.
  2. Осторожность никогда не повредит, особенно смертным.
  3. Прирост населения был очень кстати.
  4. Я делал много подлых, гадких вещей и до сих пор стыжусь многих моих поступков.
  5. Расфер работал палачом и начальником стражи одновременно.

При неморфологическом образовании слов в значении имени существительного в роли дополнения могут также выступать такие части речи, как прилагательные и причастия: «вспомнить (о чём?) о прошлом», «пожалеть (о чём?) о содеянном».

Местоимение, числительное, наречие в роли дополнения

Местоимение аналогично существительному может выступать в роли дополнения как с предлогом, так и без него. Также может выступать как количественное числительное:

  1. Иван мешал ему, и кто-то должен был устранить его.
  2. Разногласия никому ещё не помогли.
  3. Алла делала всё словно назло кому-то.
  4. Преподаватель велел нам разделить триста пятнадцать на сорок пять и отошёл в учительскую.
  5. Завтра никогда не будет похоже на сегодня.

В определённых случаях в роли дополнения могут выступать фразеологизмы и синтаксически цельные словосочетания (Я показал ему почём фунт лиха), а также звукоподражания (Она услышала знакомое "ау").

Глагол в роли дополнения

Нередко глагол в форме инфинитива может выступать в роли дополнения, однако его часто можно перепутать с составным сказуемым. Чтобы этого не допустить, нужно удостовериться в правильной конструкции в дополнении:

Если сказуемое означает действие одного объекта, а то, что вы определили как дополнение — другого, то вы всё сделали правильно, если же ваша структура отличается — перед вами составное сказуемое.

Например:

  1. Андрей предложил Юле станцевать на юбилее школы. Предложил-то Андрей — а вот станцевать придётся Юле. Следовательно, перед нами сказуемое (предложил) и дополнение (станцевать).
  2. Картошку мог съесть и Мирон. Мирон мог и смочь, и съесть, следовательно, перед нами составное сказуемое (мог съесть).

Как вы можете убедиться, здесь нет ничего сложного, следует только запомнить разницу между составным сказуемым и глаголом в виде дополнения, который рассмотрим на примерах в предложениях:

  1. Прошу немедленно пройти в мой кабинет.
  2. Так я могу вам посодействовать?
  3. Клим попросил нас подойти как можно ближе к сцене.
  4. Алевтина даже не попросила меня спеть на выпускном вечере.
  5. Я приказал отрубить голову наглой девчонке, но палач не повиновался.

А теперь давайте перейдём к видам дополнений.

Разновидности дополнений

Дополнения делятся на две категории: прямые и косвенные. При этом, освоив первую, вы с лёгкостью сможете определять вторую.

Прямое дополнение

Прямое дополнение выражается существительным или же местоимением в винительном падеже (Кого? Что?) без предлога. В дополнении такого вида, как правило, нет сложных конструкций.

Название данного вида дополнения говорит само за себя и называется так, потому что на него имеет прямое действие само сказуемое, выраженное переходным глаголом либо предикативным наречием.

В тех случаях, когда дополнение выступает в роли части от целого («принёс (чего?) воды«; «половина (чего?) оплаты«) либо им управляет глагол с отрицанием («не выпила молока«, «не ждали гостей«), прямое дополнение может выражаться существительным в форме родительного падежа.

Примеры предложений с прямым дополнением

Основным отличием прямого дополнения от косвенного является отсутствие предлога. Рассмотрим его использование на примерах в предложениях.

  1. Сначала никто не заметил какого-то странного парня, разгуливавшего по набережной в одной только рубашке.
  2. Красота девушки манила священника, её чарующая внешность не оставляла ни малейших сомнений в её невиновности.
  3. Никто не винил меня в совершившемся убийстве: все признавали, что это была вынужденная самооборона.
  4. Орфей не мог допустить даже мысль о том, что Сажерук не будет благодарен ему за чудесное спасение.
  5. Владислав не представлял Анжелику без неизменной коричневой туши, такого же цвета подводки и светло-розовой помады.

Косвенное дополнение

Напротив, косвенное дополнение выражается разными частями речи и словосочетаниями, а также всеми видами падежей кроме винительного и именительного.

В дополнении подобного рода тоже встречается существительное либо местоимение, но, в отличие от предыдущего варианта, подсказкой для определения косвенных дополнений могут выступать инфинитивы, предлоги и сложные словосочетания.

Примеры предложений с косвенным дополнением

  1. Мне бы не помешала прибавка к зарплате, особенно, если бы к ней прилагалось повышение.
  2. Александр даже не думал, что из его затеи что-нибудь выйдет.
  3. Оригинальная история Красной Шапочки была намного страшнее той, что мы все знаем с пелёнок.
  4. Советские мультфильмы снимались дольше чем современные, да и воспринимались они зрителями более восторженно.
  5. Кристаллы под потолком пещеры не были каким-то чудом в здешних местах.

Однородные дополнения

Начиная с 4-го класса, ученики знакомятся с однородными членами предложений и с каждым годом пополняя багаж информации узнают, что однородными могут быть как главные так и второстепенные члены предложений, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию и связаны одной словоформой.

Фея-крёстная была уверена в том, что красивого платья, роскошной причёски и хрустальных туфелек хватит Золушке для покорения принца.

Исходя из этого, дополнения также могут быть однородными и нужны они в том случае когда говорится об объектах, которые связаны между собой одним словом (чаще всего сказуемым).

Для того чтобы дополнения считались однородными, необходимы следующие условия:

  • Они должны отвечать на один и тот же падежный вопрос;
  • Зависеть от одной словоформы.

Собираясь на прогулку, Настя положила в рюкзак куклу, машинку и мячик.

Настя (что сделала?) положила (что?) куклу, машинку, мячик. В данном предложении дополнения однородные, потому как отвечают на один падежный вопрос (что?) и зависят от одного глагола «положила».

Стоит также отметить, что стоять в одной падежной форме не достаточно. Рассмотрим на примере:

Каждый год 19 декабря мама наводила порядок, наряжала ёлку, вешала гирлянды.

Не смотря на то, что «порядок», «ёлку» и «гирлянды» отвечают на один вопрос (что?), всё же не сохранено второе условие однородности, ведь каждая из словоформ относится к разным сказуемым.

В случае, когда предлог служит связью со сказуемым, его использование при каждом дополнении не является обязательным. В эко-парке мы смотрели на яркие цветы, редкие виды деревьев, аккуратные газоны.

Однако, при соблюдении условий однородности, многие полагают, что однородные дополнения должны выражаться только одной частью речи. В приведенных примерах вы увидите, что такое мнение ошибочно:

  1. На собрании нам предстоит познакомиться с новым директором (сущ.)  и ещё кое с кем (мест.).
  2. Беседа зашла о музыке (сущ.), о прекрасном (прил.) и трёх знаменитых художниках (сл/соч.).
  3. Карина ждала на день рождения много шариков (сущ.), букеты цветов (сущ.), но не этого (мест).

Обособленные дополнения и пунктуация при них

Погружаясь в тему более глубоко давайте вспомним что такое обособление.

Обособление – это выделение членов предложения с помощью интонации и по смыслу для того, чтобы  придать им синтаксическую самостоятельность и смысловой окрас в предложении. Как правило, в разговоре их выделяют интонацией, а на письме запятыми и в редких случаях с помощью тире.

Исходя из этого, дополнения, выраженные существительными с предлогами, могут также обособляться, однако, как известно, в отличие от других второстепенных членов предложений, они менее подчиняются чётким правилам.

Используемые вместе с существительными предлоги кроме, вместо, наряду с, помимо, сверх, за исключением, включая и др. могут нести значение включения (плюс к чему-то), исключения (минус/выделение от чего-то), замещения (вместо чего-то). Они выделяются или не выделяются запятыми в зависимости от контекста, степени распространения и расположения в предложении.

  1. Когда пришла осень, Лизе, наряду со всеми, пришлось приступить к учёбе.
  2. Группа туристов, за исключением двух человек, успешно покорили вершину горы.
  3. Помимо всего Максу еще нужно было успеть заехать в магазин электроники.

Обособление предлога «кроме»

Выделяются запятыми обособления с предлогом «кроме» в тех случаях когда:

  1. Предлог по смыслу совпадает с предлогом «за исключением» и выделяет/исключает из ряда подобных предметов. Кроме Лёни, все сдали домашнее задание. То есть задания сделали все, за исключением одного.
  2. Предлог «кроме», находящийся рядом с отрицательными (Никто, кроме Астемира, не знал, где лежали розы)и вопросительными местоимениями (Кто, кроме нашей Дианы, мог такое придумать?)
  3. А также обороты «кроме того», «кроме как», «кроме шуток» в значении вводного слова или после союзов. (Я, кроме как маме, никому не нужен просто так. Свистун, кроме того, держал свои пальцы в розовой воде. И, кроме шуток, ты ошибся в задаче.)

В том случае, когда оборот с предлогом «кроме» имеет противоположное значение, а именно включения (присоединения к чему-то), то возможны варианты. Чаще всего не выделяется запятыми краткий оборот, стоящий в начале предложения. Кроме Алисы в комнате были Таня и Женя.

Однако в предложении «Кроме маленького городка Прелестное, на равнине расположилось село Степное» запятая всё же необходима.

Всё дело в том, что в недалёком прошлом, обороты в значении включения запятыми не выделялись, тогда, как в настоящее время предусмотрено их выделение во всех случаях, что зачастую приводит к путанице.

Предлог «вместо» и его обособление

Дополнение с предлогом «вместо» в виде замещения, может быть как связано с глаголом-сказуемым, так и не зависеть от него, однако в первом случае выделение запятыми факультативно, а во втором – обязательно.

  1. Вместо работы, меня ждали покупки и домашние дела. (Домашние дела ждали, и работа могла подождать. В этом случае дополнения связаны с глаголом-сказуемым и обособление по желанию).
  2. Вместо ответа, он покачал головой и приложил палец к губам. («Ответ» и сказуемое «покачал» не связаны, выделение обязательное).

Обособлению не подлежат:

  1. Дополнения с «вместо» когда оно имеет значение «взамен» и может быть заменено данным предлогом. Пример: Вместо шляпы на бегу он надел сковороду.
  2. Предлог «вместо», имеющий значение предлога «за». Иван вышел сегодня в смену вместо заболевшего Сергея.

Синтаксический разбор с определением дополнения

При синтаксическом разборе каждый член предложения также подвергается анализу согласно плану:

  1. В первую очередь при разборе необходимо определить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое и выделить их одной и двумя линиями.
  2. Далее, задав вопросы от сказуемого, найти второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
  3. Определите слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, выделите их пунктирной линией и приступите к разбору каждого дополнения.
  4. Отметьте, чем выражено оно и укажите какое дополнение: прямое или косвенное.

Ежегодно весной школьники высаживали деревья.

  1. В данном предложении главными членами являются школьники (кто?) — подлежащее и высаживали (что делали?) — сказуемое.
  2. Отталкиваясь от сказуемого задаём вопросы: высаживали (что?) — деревья, (когда?) ежегодно, весной.
  3. Определяем дополнение деревья и выделяем его пунктирной линией.
  4. Словоформа деревья выступает в роли существительного в винительном падеже, что указывает на прямое дополнение.

Тест для закрепления материала

В данной теме мы с вами разобрались в дополнении как второстепенном члене предложения, определили на какие вопросы отвечают дополнения, изучили их обособления, а также прямое, косвенное дополнение. А закрепить полученные знания предлагаем с помощью теста по данной теме.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector