Согласно учебной программе по русскому языку, юные школьники уже начиная со второго класса знакомятся с главными и второстепенными членами предложения. И если у большинства детей не возникает проблем с определением подлежащего и сказуемого, то со второстепенными членами трудности бывают даже у взрослых.
Следует напомнить, что к второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.
Из всех второстепенных членов, легче всего найти определение, отвечающее на вопросы «какой?«, «чей?«, «который?«. И его мы рекомендуем определять сразу же после главных членов предложения. Однако дополнение и обстоятельство нередко путают между собой. Чтобы решить данный вопрос, давайте рассмотрим их по отдельности и начнём с дополнения.
Что же такое дополнение в русском языке?
Дополнение — это ВЧП (второстепенный член предложения), означающий предмет либо лицо выступающее в качестве объекта действия, на который указывает сказуемое. Дополнение отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
В синтаксическом разборе предложения оно, как правило, относится к одному члену предложения, чаще всего сказуемому, либо ко всей основе в целом и представляет собой существительное или местоимение, однако иногда может также проявлять себя в виде инфинитива (неопределенной формы глагола), прилагательного или причастия в форме существительного.
Оглавление
Значение дополнения в предложении
Как мы уже выяснили, дополнение является вспомогательной частью в предложении, попросту — это помощник в предложении.
Цель дополнения — распространить основу, сделать её более подробной и сообщить больше информации о происходящем, когда с этим не справляется подлежащее и сказуемое.
Рассматриваемый второстепенный член предложения может иметь разные значения, а именно:
Объект, который подвергается воздействию:
По вечерам папа читал газету.
Летом спортсмен качал штангу.
После уроков я рисовал пейзажи.
Каролине не нравилось заниматься уроками.
Он не думает, что подвергается опасности.
Объект, которым совершается действие:
Каждый день я рисовал пастелью.
В будние дни Антон учился, а в выходные работал лопатой в огороде.
В Японии все едят палочками.
Он мог расплатиться только этими странными карточками.
В ясельной группе дети предпочитали играть мячиками или кубиками.
Объект — адресат действия:
Сейчас я пишу приятелю.
Через месяц нужно было снова позвонить куратору.
Нужно предупредить исполнителя.
Вы готовы найти человека на эту роль?
Я не могла прямо попросить Ренату об услуге.
Объект, который находится в определённом состоянии:
Маме было грустно.
Лизе было очень весело.
В новой школе мне было одиноко.
От поступка её одноклассника, Виолетте стало неприятно и даже стыдно.
Девушке хотелось убежать, так страшно и одновременно завораживающе выглядела его чешуя.
Объект, с которым проводится сравнение:
Мчись быстрее ветра, рыцарь!
Кирилл был сильнее Васи.
Я учился прилежнее одноклассников.
Немногие смертные соглашались зайти дальше, но любопытство было намного сильнее страха.
Мои родители были намного умнее меня.
Принадлежность объекта к чему-либо:
Заведующий кафедрой был строгим, но понимающим.
Руководитель проекта приходил на работу рано.
Владелец мельницы наверняка был зажиточным.
Люди Гора, описанные Уилбуром Смитом, не существовали в действительности.
Я надеялся, что мой ирокез не понравится только директору школы.
Довольно таки легко, согласитесь?
Как подчёркивается дополнение
Мы уже поняли, как найти дополнение; значение, которым оно может быть выражено и на какие вопросы отвечает; а теперь следует перейти к не менее важной части — как выделить его в тексте.
В тексте дополнение подчёркивается пунктирной линией.
Выглядит это так:
Я решила нарисовать его.
Фредерик был потрясён моими новостями.
Налейте мне жасминовый чай.
Какие части речи могут выступать в качестве дополнения
В качестве него могут выступать самые разные части речи — от местоимений до глаголов. Давайте рассмотрим их поподробнее.
Существительное в роли дополнения
Дополнения могут выражаться именами существительными в косвенных падежах (все падежи, кроме именительного) с предлогом или без него:
Кларисса Доуви всегда помогала людям.
Осторожность никогда не повредит, особенно смертным.
Прирост населения был очень кстати.
Я делал много подлых, гадких вещей и до сих пор стыжусь многих моих поступков.
Расфер работал палачом и начальником стражи одновременно.
При неморфологическом образовании слов в значении имени существительного в роли дополнения могут также выступать такие части речи, как прилагательные и причастия: «вспомнить
(о чём?) о прошлом
», «пожалеть
(о чём?) о содеянном
».
Местоимение, числительное, наречие в роли дополнения
Местоимение аналогично существительному может выступать в роли дополнения как с предлогом, так и без него. Также может выступать как количественное числительное:
Иван мешал ему, и кто-то должен был устранить его.
Разногласия никому ещё не помогли.
Алла делала всё словно назло кому-то.
Преподаватель велел нам разделить триста пятнадцать на сорок пять и отошёл в учительскую.
Завтра никогда не будет похоже на сегодня.
В определённых случаях в роли дополнения могут выступать фразеологизмы и синтаксически цельные словосочетания (Я показал ему почём фунт лиха
), а также звукоподражания (Она услышала знакомое "ау"
).
Глагол в роли дополнения
Нередко глагол в форме инфинитива может выступать в роли дополнения, однако его часто можно перепутать с составным сказуемым. Чтобы этого не допустить, нужно удостовериться в правильной конструкции в дополнении:
Если сказуемое означает действие одного объекта, а то, что вы определили как дополнение — другого, то вы всё сделали правильно, если же ваша структура отличается — перед вами составное сказуемое.
Например:
Андрей предложил Юле станцевать на юбилее школы.
Предложил-то Андрей — а вот станцевать придётся Юле. Следовательно, перед нами сказуемое (предложил
) и дополнение (станцевать
).Картошку мог съесть и Мирон.
Мирон мог и смочь, и съесть, следовательно, перед нами составное сказуемое (мог съесть
).
Как вы можете убедиться, здесь нет ничего сложного, следует только запомнить разницу между составным сказуемым и глаголом в виде дополнения, который рассмотрим на примерах в предложениях:
Прошу немедленно пройти в мой кабинет.
Так я могу вам посодействовать?
Клим попросил нас подойти как можно ближе к сцене.
Алевтина даже не попросила меня спеть на выпускном вечере.
Я приказал отрубить голову наглой девчонке, но палач не повиновался.
А теперь давайте перейдём к видам дополнений.
Разновидности дополнений
Дополнения делятся на две категории: прямые и косвенные. При этом, освоив первую, вы с лёгкостью сможете определять вторую.
Прямое дополнение
Прямое дополнение выражается существительным или же местоимением в винительном падеже (Кого? Что?) без предлога. В дополнении такого вида, как правило, нет сложных конструкций.
Название данного вида дополнения говорит само за себя и называется так, потому что на него имеет прямое действие само сказуемое, выраженное переходным глаголом либо предикативным наречием.
В тех случаях, когда дополнение выступает в роли части от целого («принёс (чего?) воды«; «половина (чего?) оплаты«) либо им управляет глагол с отрицанием («не выпила молока«, «не ждали гостей«), прямое дополнение может выражаться существительным в форме родительного падежа.
Примеры предложений с прямым дополнением
Основным отличием прямого дополнения от косвенного является отсутствие предлога. Рассмотрим его использование на примерах в предложениях.
Сначала никто не заметил какого-то странного парня, разгуливавшего по набережной в одной только рубашке.
Красота девушки манила священника, её чарующая внешность не оставляла ни малейших сомнений в её невиновности.
Никто не винил меня в совершившемся убийстве: все признавали, что это была вынужденная самооборона.
Орфей не мог допустить даже мысль о том, что Сажерук не будет благодарен ему за чудесное спасение.
Владислав не представлял Анжелику без неизменной коричневой туши, такого же цвета подводки и светло-розовой помады.
Косвенное дополнение
Напротив, косвенное дополнение выражается разными частями речи и словосочетаниями, а также всеми видами падежей кроме винительного и именительного.
В дополнении подобного рода тоже встречается существительное либо местоимение, но, в отличие от предыдущего варианта, подсказкой для определения косвенных дополнений могут выступать инфинитивы, предлоги и сложные словосочетания.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Мне бы не помешала прибавка к зарплате, особенно, если бы к ней прилагалось повышение.
Александр даже не думал, что из его затеи что-нибудь выйдет.
Оригинальная история Красной Шапочки была намного страшнее той, что мы все знаем с пелёнок.
Советские мультфильмы снимались дольше чем современные, да и воспринимались они зрителями более восторженно.
Кристаллы под потолком пещеры не были каким-то чудом в здешних местах.
Однородные дополнения
Начиная с 4-го класса, ученики знакомятся с однородными членами предложений и с каждым годом пополняя багаж информации узнают, что однородными могут быть как главные так и второстепенные члены предложений, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию и связаны одной словоформой.
Фея-крёстная была уверена в том, что красивого платья, роскошной причёски и хрустальных туфелек хватит Золушке для покорения принца.
Исходя из этого, дополнения также могут быть однородными и нужны они в том случае когда говорится об объектах, которые связаны между собой одним словом (чаще всего сказуемым).
Для того чтобы дополнения считались однородными, необходимы следующие условия:
- Они должны отвечать на один и тот же падежный вопрос;
- Зависеть от одной словоформы.
Собираясь на прогулку, Настя положила в рюкзак куклу, машинку и мячик.
Настя (что сделала?) положила (что?) куклу, машинку, мячик.
В данном предложении дополнения однородные, потому как отвечают на один падежный вопрос (что?) и зависят от одного глагола «положила
».
Стоит также отметить, что стоять в одной падежной форме не достаточно. Рассмотрим на примере:
Каждый год 19 декабря мама наводила порядок, наряжала ёлку, вешала гирлянды.
Не смотря на то, что «порядок
», «ёлку
» и «гирлянды
» отвечают на один вопрос (что?), всё же не сохранено второе условие однородности, ведь каждая из словоформ относится к разным сказуемым.
В случае, когда предлог служит связью со сказуемым, его использование при каждом дополнении не является обязательным. В эко-парке мы смотрели на яркие цветы, редкие виды деревьев, аккуратные газоны.
Однако, при соблюдении условий однородности, многие полагают, что однородные дополнения должны выражаться только одной частью речи. В приведенных примерах вы увидите, что такое мнение ошибочно:
На собрании нам предстоит познакомиться с новым директором (сущ.) и ещё кое с кем (мест.).
Беседа зашла о музыке (сущ.), о прекрасном (прил.) и трёх знаменитых художниках (сл/соч.).
Карина ждала на день рождения много шариков (сущ.), букеты цветов (сущ.), но не этого (мест).
Обособленные дополнения и пунктуация при них
Погружаясь в тему более глубоко давайте вспомним что такое обособление.
Обособление – это выделение членов предложения с помощью интонации и по смыслу для того, чтобы придать им синтаксическую самостоятельность и смысловой окрас в предложении. Как правило, в разговоре их выделяют интонацией, а на письме запятыми и в редких случаях с помощью тире.
Исходя из этого, дополнения, выраженные существительными с предлогами, могут также обособляться, однако, как известно, в отличие от других второстепенных членов предложений, они менее подчиняются чётким правилам.
Используемые вместе с существительными предлоги кроме, вместо, наряду с, помимо, сверх, за исключением, включая и др. могут нести значение включения (плюс к чему-то), исключения (минус/выделение от чего-то), замещения (вместо чего-то). Они выделяются или не выделяются запятыми в зависимости от контекста, степени распространения и расположения в предложении.
Когда пришла осень, Лизе, наряду со всеми, пришлось приступить к учёбе.
Группа туристов, за исключением двух человек, успешно покорили вершину горы.
Помимо всего Максу еще нужно было успеть заехать в магазин электроники.
Обособление предлога «кроме»
Выделяются запятыми обособления с предлогом «кроме» в тех случаях когда:
- Предлог по смыслу совпадает с предлогом «за исключением» и выделяет/исключает из ряда подобных предметов.
Кроме Лёни, все сдали домашнее задание
. То есть задания сделали все, за исключением одного. - Предлог «кроме», находящийся рядом с отрицательными (
Никто, кроме Астемира, не знал, где лежали розы)
и вопросительными местоимениями(Кто, кроме нашей Дианы, мог такое придумать?)
- А также обороты «кроме того», «кроме как», «кроме шуток» в значении вводного слова или после союзов.
(Я, кроме как маме, никому не нужен просто так.
Свистун, кроме того, держал свои пальцы в розовой воде.
И, кроме шуток, ты ошибся в задаче.)
В том случае, когда оборот с предлогом «кроме» имеет противоположное значение, а именно включения (присоединения к чему-то), то возможны варианты. Чаще всего не выделяется запятыми краткий оборот, стоящий в начале предложения. Кроме Алисы в комнате были Таня и Женя.
Однако в предложении «Кроме маленького городка Прелестное, на равнине расположилось село Степное
» запятая всё же необходима.
Всё дело в том, что в недалёком прошлом, обороты в значении включения запятыми не выделялись, тогда, как в настоящее время предусмотрено их выделение во всех случаях, что зачастую приводит к путанице.
Предлог «вместо» и его обособление
Дополнение с предлогом «вместо» в виде замещения, может быть как связано с глаголом-сказуемым, так и не зависеть от него, однако в первом случае выделение запятыми факультативно, а во втором – обязательно.
Вместо работы, меня ждали покупки и домашние дела.
(Домашние дела ждали, и работа могла подождать. В этом случае дополнения связаны с глаголом-сказуемым и обособление по желанию).Вместо ответа, он покачал головой и приложил палец к губам.
(«Ответ» и сказуемое «покачал» не связаны, выделение обязательное).
Обособлению не подлежат:
- Дополнения с «вместо» когда оно имеет значение «взамен» и может быть заменено данным предлогом. Пример:
Вместо шляпы на бегу он надел сковороду.
- Предлог «вместо», имеющий значение предлога «за».
Иван вышел сегодня в смену вместо заболевшего Сергея.
Синтаксический разбор с определением дополнения
При синтаксическом разборе каждый член предложения также подвергается анализу согласно плану:
- В первую очередь при разборе необходимо определить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое и выделить их одной и двумя линиями.
- Далее, задав вопросы от сказуемого, найти второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
- Определите слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, выделите их пунктирной линией и приступите к разбору каждого дополнения.
- Отметьте, чем выражено оно и укажите какое дополнение: прямое или косвенное.
Ежегодно весной школьники высаживали деревья.
- В данном предложении главными членами являются
школьники
(кто?) — подлежащее ивысаживали
(что делали?) — сказуемое. - Отталкиваясь от сказуемого задаём вопросы:
высаживали
(что?) —деревья
, (когда?)ежегодно
,весной
. - Определяем дополнение
деревья
и выделяем его пунктирной линией. - Словоформа
деревья
выступает в роли существительного в винительном падеже, что указывает на прямое дополнение.
Тест для закрепления материала
В данной теме мы с вами разобрались в дополнении как второстепенном члене предложения, определили на какие вопросы отвечают дополнения, изучили их обособления, а также прямое, косвенное дополнение. А закрепить полученные знания предлагаем с помощью теста по данной теме.
В сложных предложениях дополнение может быть не одно и возникает проблема с правильной пунктуацией. Как вариант предложение можно сократить, сделав более информативным. А вообще хорошая статья, вспомнила основы.