Олицетворение и его роль в литературе

На прошлых занятиях мы с вами уже определились, что художественные тропы просто необходимы для выразительности текста. Благодаря их влиянию мы видим целостную картину в стихотворениях, произведениях, рекламных лозунгах и прочих шедеврах.

Сегодня речь пойдет об олицетворении. Что представляет из себя? Для чего оно нужно, и какова его ценность в русском языке. Разберемся с примерами, проведем сравнение среди других художественных элементов.

История возникновения олицетворения

В культуре языка олицетворение возникло благодаря анимизму. Анимизм — верование в духов и нечисть. Люди в былые времена были очень божественны и их мировоззрение было широким и безграничным. Они верили в обряды, в тайны и сверхъестественное существование иного.

Наверное, вы уже догадались где загвоздка? В том, что веруя в неестественное и не существующее — народ наделял их живыми качествами. То есть, они верили в говорящих духов, злых и мстительных, и наоборот — в щедрых и домашних духов. Духи могли отбирать у них еду, говорить через кого-то, вводить их в сумасшествие.

Со временем, эта вера в мистическое превратилась в появление художественного тропа — олицетворения. Это стало основой для начинающих авторов и поэтов.

Олицетворение как способ выразительности

Олицетворение — художественная фигура, принцип которой лежит в переносе живых качеств и признаков, на неодушевленные предметы. Самое главное то, что предметы оживают, становятся яркими, экспрессивными и цепляющимися.

Благодаря ему возникает глубокий и выразительный художественный образ. Поэтому к нему часто прибегают авторы, литературоведы, поэты и даже люди, любой громкой профессии. Во многих случаях эта фигура встречается в прозе, стихах, разговорной речи, народных мудростях, сказках.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя.

Разберём последние две строки. Мы видим здесь смесь олицетворений и сравнений. Это особенно интересно, поскольку олицетворение является разновидностью метафоры, итак:

Буря … как зверь — сравнение; то как зверь, она завоет — олицетворение.

То заплачет как дитя — олицетворение, Буря … как дитя — сравнение.

Ещё несколько предложений с олицетворением:

“Снег укутал землю, как мама младенца на руках”;

“Дело мастера боится”;

“Гром ворчал на нас, как старик”.

Отличие других Литературных тропов от олицетворения

Зачастую, олицетворение путают с аллегорией. Аллегория — это выражение абстрактного значения, с помощью какого-то определенного образа. В основном, она применяется в баснях, стихах и сказках. Например, “голубь - символ мира!”, “упрямый, как Осел”, “пришла осень - наступила старость”.

Некоторые авторы применяют комбинацию (олицетворение + аллегория) для более выразительной конкретности в произведении. Однако, стоит уметь  разграничивать эти два литературных понятия. Для этого рекомендуем освежить в памяти образы, повторив урок про Аллегорию.

Следующий троп, с которым будем сравнивать — метафора. На прошлых занятиях мы уже выяснили, что в её основе лежит перенос подобных качеств одного предмета/существа/явления на другое, своего рода сравнение подобий, и это особенность метафоры.

То есть, мы имеем перенос качеств, но не обязательно с неживого на живое. Это может быть любое сочетание. Также в метафоре нет явного сравнения. Переносимое качество просто присваивается без указания источника. (Озеро как зеркало => зеркало озера). Отсюда вытекает ещё одно важное отличие, в метафоре не всегда смысл лежит на поверхности, в то время, как в олицетворении — он налицо.

«Воля моя — кремень». и  «Зима недаром злится, прошла её пора…».

Эти тропы наиболее сложно дифференцировать, поэтому им мы уделили больше всего внимания. К остальным тропам вопросов нет, достаточно разобраться с определением и вы уже не будете никогда их путать.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Основная цель тро́па — придать неодушевленному объекту живое качество. А для того, чтобы это сделать, он, в большинстве случаев, должен стать глаголом. Только глагол не тот, который просто отвечает на вопрос “что делать?”. А в сочетании с эпитетами, что придает более сильную выразительность и глубину. Потому что очень важно переключить на действие описываемый объект, внести оживленность, раскрыть образ или зародить его в себе.

Тем не менее, олицетворение может быть выражено и другими частями речи, в чём вы сможете убедиться немного ниже.

Примеры олицетворения

Предлагаю закрепить сказанное. Итак, мы выяснили, что основная функция олицетворения — вкладывать в неживой объект человеческие признаки и характеристики. Тем самым создается новый и целостный образ с действиями, с экспрессивностью и яркостью предмета.

Использование олицетворения в разговорной речи

Очень часто мы употребляем художественные тропы в повседневной речи, сами того не замечая. Тот, кто хочет или умеет производить эффект на своих собеседников, знает что нужно применять именно олицетворение. Чтобы скрасить речь, задать нужный, выразительный тон, заинтересовать оппонента.

Один из самых блистательных и известных примеров: финансы поют романсы.

Согласитесь, ведь финансы петь не могут, это очевидно. Но в данном выражении, финансы — как неживой элемент, обладающий человеческим качеством, пения романсов.

Олицетворение в литературе

Этот литературный прием — наиболее применяемый, среди писателей и поэтов. Он лёгок на чтение в письме и воспроизведении мысли.  Поэтому его часто встречают именно в художественных произведениях.

То и дело, мы встречаем олицетворение в описаниях природы. На самом же деле, гром не может злиться, или пенек не может ожить? Но как красиво это звучит в сказках, стихах, баснях и произведениях. Допустим, в рассказе или в стихотворении повествуется о прекрасной природе, — писатель несомненно будет применять именно олицетворение. К примеру: солнце шепчет, трава улыбается, снежинки в пляс пустились, мороз ругается, ”весна - прекрасное дитя поры” и т.д.

Пару примеров-стихотворений с олицетворением:

“ ..Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы..” (С. Есенин

“Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.” (Ф. Тютчев)
 

“Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей чистой воли.” (А.С. Пушкин).

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». (А. Пушкин) 

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — это обычный, образный литературный прием. Определение доступное и понятное. Но есть один троп, который введет вас в заблуждение — антропоморфизм.

Антропоморфизм — это жест, с помощью которого литератор присваивает неживому объекту, только лишь человеческие свойства.

Например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». «Компьютер думает, запоминает».

Как видите из примеров, предметы реализуют лишь те действия,  которые способен осуществлять человек. Думать, идти в гости, запоминать и т.д. Основное отличие состоит в том, что олицетворение присваивает  неодушевленному предмету качества не только человеческие, но и свойственные ему по природе.

Вы уже голосовали!
Правила русского языка
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии