Градация в литературе, как средство выразительности

Вы наверняка замечали, что некоторые тексты, даже написанные грамотным литературным языком, читать довольно скучно: так и хочется ненароком перелистнуть несколько страниц вперёд. И напротив – порой, наугад открыв книгу, не можешь от неё оторваться: текст захватывает, возбуждает эмоции и поэтому не отпускает. Подобное возможно благодаря умелому использованию специальных художественных приёмов, один из которых мы рассмотрим подробнее.

Градация в литературе: определение и значение

Термин «градация» («постепенное повышение» в переводе с латинского) применяется достаточно широко и многим знаком, от художников и музыкантов до математиков.

В литературном творчестве градация – это стилистический и риторический приём, когда автор располагает слова в порядке нарастания (или убывания) эмоциональной насыщенности и смысла.

Для выстраивания градации используются не только отдельные слова, но и словосочетания, целые предложения.

В художественном повествовании приём градации имеет очень важное значение:

  • используется, чтобы напрямую воздействовать на чувства читателя;
  • пробуждает интерес к происходящему за счёт нарастания психологического напряжения;
  • позволяет сделать образ более ярким и выразительным;
  • акцентирует внимание читателя на конкретных моментах;
  • поддерживает определённый ритм произведения.

Эффективность данного приёма люди знали с глубокой древности. Так, знаменитое высказывание Юлия Цезаря: «Пришёл, увидел, победил», как раз таки выстроено на градации. Из глубинки истории ещё один вариант градации – это пример из народной русской поговорки: «Мал, мала, меньше».

Разновидности градации и её примеры

Многочисленные и разнообразные примеры градации можно встретить в классической, современной литературе, в народном творчестве.

«Классикой жанра» считается знаменитая сказка А.С. Пушкина, рассказывающая о бедном рыбаке и помогающей ему Золотой рыбке (стоит отметить, что Пушкин очень часто применял градационный приём в своём творчестве). Сюжет этой сказки знаком всем с детства: растут и растут аппетиты жадной старухи, всё сильнее и сильнее волнуется синее море.

При этом Александр Сергеевич прибегал к достаточно неординарным применениям художественного метода: как большинство авторов в одной строке; в целом произведении, как говорили выше; и даже в нескольких строках:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу к ним бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута, и стихи свободно потекут.

Градационный принцип может использоваться в качестве основы построения целых литературных произведений. Это могут быть стихи (стихотворение А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…»), рассказы и повести (повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»), народные сказки (сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Мена»).

В литературном творчестве принято выделять две формы градации: восходящую, которую ещё называют «климакс» и нисходящую – «антиклимакс». Вторичные названия хоть и пришли из Древней Греции, всё же прекрасно отражают суть самого метода, потому как «κλῖμαξ» (климакс) означает «лестница».

Восходящая градация

В восходящей градации каждое последующее слово (словосочетание, фраза) служат для усиления эффекта. Таким образом происходит нарастание остроты эмоций, глубины смысла, растёт напряжение.

Этот вид является более распространённым и любимым авторами.

В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет…
Е.А. Баратынский

Как видите в строках Евгения Абрамовича процесс нарастания происходит от меньшего (час) к большему (год). Но и не менее убедительно выглядит применение климакса в прозе Ф.М. Достоевского, когда он описывает переживание своего героя: «Реки, моря, океаны слез!» (роман «Село Степанчиково и его обитатели»).

Нисходящая градация

В нисходящей градации, напротив, присутствует изменение выраженности эмоциональной, смысловой окраски в сторону уменьшения, постепенное ослабление, снижение напряжения.

В строках международного пролетарского гимна «Интернационал» мы можем наблюдать пример антиклимакса, где понижение идёт от Бога к герою:

Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и ни герой.

Ещё один пример нисходящей градации – известные строчки М.Ю. Лермонтова об опальном императоре Наполеоне I из баллады «Воздушный корабль»: «Ему обещает полмира, а Францию только себе».

Советский поэт Е.А. Евтушенко также блестяще владел данным приёмом: «А я тебе шёпотом, потом — полушёпотом, потом уже молча…» (стихотворение «Любимая, спи»).

Связь градации с другими средствами выразительности

Стилистический приём градации поддерживается и дополняется другими средствами выразительности речи.

Градация напрямую связана с синонимией и её суть заключается в том, что этот речевой приём как бы нанизывает на нитку бусины – синонимы (слова, близкие по смыслу), которые в данном случае не дублируют друг друга, а усиливают впечатление (завяла, пожухла, отцвела).

Что касается антонимов (слов противоположного значения), то здесь для градации может использоваться ассоциативная связь, когда упоминание об одном члене антонимической пары вызывает представление о другом. Например, такие человеческие качества, как смелость, геройство могут при описании противопоставляться робости и трусости.

Авторы часто усиливают градационный эффект за счёт специального ритмико-синтаксического приёма – повторения отдельных слов, либо частей слова. Этот прием называется анафорой. Показательным примером использования градации совместно с анафорой служат стихотворные строчки К.Д. Бальмонта: Люблю тебя капризною мечтой, люблю тебя всей силою души…»

Итак, градация – это и примеры из повседневной жизни, а не только строчки известных произведений. Часто люди, сами того не замечая, используют её, чтобы придать своей речи драматизм, эмоциональную выразительность. Если мы будем применять данное стилистическое средство уместно и правильно, наша письменная и устная речь всегда будет интересной и привлекающей внимание.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии