Вы наверняка замечали, что некоторые тексты, даже написанные грамотным литературным языком, читать довольно скучно: так и хочется ненароком перелистнуть несколько страниц вперёд. И напротив – порой, наугад открыв книгу, не можешь от неё оторваться: текст захватывает, возбуждает эмоции и поэтому не отпускает. Подобное возможно благодаря умелому использованию специальных художественных приёмов, один из которых мы рассмотрим подробнее.
Оглавление
Градация в литературе: определение и значение
Термин «градация» («постепенное повышение» в переводе с латинского) применяется достаточно широко и многим знаком, от художников и музыкантов до математиков.
В литературном творчестве градация – это стилистический и риторический приём, когда автор располагает слова в порядке нарастания (или убывания) эмоциональной насыщенности и смысла.
Для выстраивания градации используются не только отдельные слова, но и словосочетания, целые предложения.
В художественном повествовании приём градации имеет очень важное значение:
- используется, чтобы напрямую воздействовать на чувства читателя;
- пробуждает интерес к происходящему за счёт нарастания психологического напряжения;
- позволяет сделать образ более ярким и выразительным;
- акцентирует внимание читателя на конкретных моментах;
- поддерживает определённый ритм произведения.
Эффективность данного приёма люди знали с глубокой древности. Так, знаменитое высказывание Юлия Цезаря: «Пришёл, увидел, победил
», как раз таки выстроено на градации. Из глубинки истории ещё один вариант градации – это пример из народной русской поговорки: «Мал, мала, меньше
».
Разновидности градации и её примеры
Многочисленные и разнообразные примеры градации можно встретить в классической, современной литературе, в народном творчестве.
«Классикой жанра» считается знаменитая сказка А.С. Пушкина, рассказывающая о бедном рыбаке и помогающей ему Золотой рыбке (стоит отметить, что Пушкин очень часто применял градационный приём в своём творчестве). Сюжет этой сказки знаком всем с детства: растут и растут аппетиты жадной старухи, всё сильнее и сильнее волнуется синее море.
При этом Александр Сергеевич прибегал к достаточно неординарным применениям художественного метода: как большинство авторов в одной строке; в целом произведении, как говорили выше; и даже в нескольких строках:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу к ним бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута, и стихи свободно потекут.
Градационный принцип может использоваться в качестве основы построения целых литературных произведений. Это могут быть стихи (стихотворение А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…»), рассказы и повести (повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»), народные сказки (сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Мена»).
В литературном творчестве принято выделять две формы градации: восходящую, которую ещё называют «климакс» и нисходящую – «антиклимакс». Вторичные названия хоть и пришли из Древней Греции, всё же прекрасно отражают суть самого метода, потому как «κλῖμαξ» (климакс) означает «лестница».
Восходящая градация
В восходящей градации каждое последующее слово (словосочетание, фраза) служат для усиления эффекта. Таким образом происходит нарастание остроты эмоций, глубины смысла, растёт напряжение.
Этот вид является более распространённым и любимым авторами.
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет…Е.А. Баратынский
Как видите в строках Евгения Абрамовича процесс нарастания происходит от меньшего (час
) к большему (год
). Но и не менее убедительно выглядит применение климакса в прозе Ф.М. Достоевского, когда он описывает переживание своего героя: «Реки, моря, океаны слез!
» (роман «Село Степанчиково и его обитатели»).
Нисходящая градация
В нисходящей градации, напротив, присутствует изменение выраженности эмоциональной, смысловой окраски в сторону уменьшения, постепенное ослабление, снижение напряжения.
В строках международного пролетарского гимна «Интернационал» мы можем наблюдать пример антиклимакса, где понижение идёт от Бога к герою:
Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и ни герой.
Ещё один пример нисходящей градации – известные строчки М.Ю. Лермонтова об опальном императоре Наполеоне I из баллады «Воздушный корабль»: «Ему обещает полмира, а Францию только себе
».
Советский поэт Е.А. Евтушенко также блестяще владел данным приёмом: «А я тебе шёпотом, потом — полушёпотом, потом уже молча…
» (стихотворение «Любимая, спи»).
Связь градации с другими средствами выразительности
Стилистический приём градации поддерживается и дополняется другими средствами выразительности речи.
Градация напрямую связана с синонимией и её суть заключается в том, что этот речевой приём как бы нанизывает на нитку бусины – синонимы (слова, близкие по смыслу), которые в данном случае не дублируют друг друга, а усиливают впечатление (завяла, пожухла, отцвела).
Что касается антонимов (слов противоположного значения), то здесь для градации может использоваться ассоциативная связь, когда упоминание об одном члене антонимической пары вызывает представление о другом. Например, такие человеческие качества, как смелость, геройство могут при описании противопоставляться робости и трусости.
Авторы часто усиливают градационный эффект за счёт специального ритмико-синтаксического приёма – повторения отдельных слов, либо частей слова. Этот прием называется анафорой. Показательным примером использования градации совместно с анафорой служат стихотворные строчки К.Д. Бальмонта: Люблю тебя капризною мечтой, люблю тебя всей силою души…
»
Итак, градация – это и примеры из повседневной жизни, а не только строчки известных произведений. Часто люди, сами того не замечая, используют её, чтобы придать своей речи драматизм, эмоциональную выразительность. Если мы будем применять данное стилистическое средство уместно и правильно, наша письменная и устная речь всегда будет интересной и привлекающей внимание.