Ассонанс в литературе, фольклоре, рекламе

Писатели и поэты – непревзойдённые мастера, ловко владеющие словами и литературными приёмами. Они умеют превратить текст в сильный инструмент, способный оказать большое влияние на читателя. Для этого авторы используют неожиданные сюжетные повороты, цепляющие живые описания и… даже звуки! В этой статье познакомимся с ассонансом и узнаем, как сильно меняют предложения привычные нам гласные.

Ассонанс: значение и определение

Ассонанс (в переводе с французского – «созвучие», с латинского – «звучу в лад») имеет два определения:

  1. Ассонанс – это литературный приём, означающий повторение гласных букв или их сочетаний. Благодаря этому образы в тексте становятся выразительнее, а чувства персонажей ярче проступают между строк. Гласные создают атмосферу и эмоции – М. В. Ломоносов считал, что «о», «ы», «у» имеют негативную окраску и уместны при описании боли или гнева, а звуки «е», «и», «ю», напротив, заключают нечто положительное.
  2. В поэзии ассонанс – неполная рифма, отличающаяся совпадением гласных букв и разными согласными. При этом стихотворение всё равно звучит целостно: ассонанс не мешает прочтению, а гармонично дополняет переживания лирического героя.

Примеры ассонанса

У многих ассонанс ассоциируется исключительно с литературным приёмом, однако он используется не только в художественных произведениях. Созвучие гласных встречается в народном творчестве и даже в сфере маркетинга – убедимся в этом, рассмотрев соответствующие примеры.

В литературе

Ассонанс в литературе – довольно частое средство выразительности, которое наделяет поэзию и прозу определёнными чувствами. Правильно подобранные гласные помогают тексту стать певучим и мелодичным, превращая обычные предложения в эмоционально настроенные инструменты.

Вспомним строфу из трогательного стихотворения Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Автор намеренно использует гласную «е», протяжность которой рисует два образа: тревожной нескончаемой метели и уютного пламени свечи, обещающего покой. Благодаря этому поэтическое произведение становится более объёмным – оно захватывает читателя своей живостью и атмосферой.

В начале статьи мы указывали, что ассонанс также означает неполную рифму. Этот приём свойственен поэтам XX века – именно тогда поэзия трансформировалась, сменив классические правила на свободные и необычные строфы. Приведём несколько примеров неполной рифмы из «Письма Татьяне Яковлевой» В. В. Маяковского: «мне – пламенеть», «вровень – с бровью брови», «неиссыхаемая – стихами я».

В знакомой для многих балладе «Бородино» Михаил Юрьевич с помощью повторяющегося звука «у» сумел передать гул раннего утра, протяжно доносившегося перед боем:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!

Прозаики тоже не пренебрегают ассонансом, чтобы создать нужное настроение. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» главная героиня, уставшая и расстроенная, задаётся вопросом: «Отчего же он так холоден ко мне?». Гласная «о» передаёт её боль и мучения, делая высказывание тяжёлым, несколько неприятным.

В фольклоре

Фольклорные произведения всегда ярки и интересны – они быстро запоминаются (даже сказки с закрученным сюжетом легко пересказать) и никогда не надоедают. Одна из причин их успеха – правильно использованные литературные тропы, в том числе и ассонанс. Созвучие гласных можно встретить в различных жанрах:

  •  Поговорки: два сапога пара;
  •  Пословицы: щи да каша – пища наша;
  •  Сказочные элементы: долго ли, коротко ли.

В рекламе

Чтобы люди обратили внимание на товар, в нём должно быть что-то цепляющее. Большое количество времени маркетологи уделяют рекламному слогану – именно от него зависит, отложится ли название и продукция бренда в общественном сознании. Ассонанс помогает сделать рекламу более запоминающейся, что является несомненным плюсом для торговой марки:

  • Автомобильный бренд «Volvo»: «Вольному – Volvo»;
  • Жевательное драже «Mentos»: «Свежее решение».
Ассонанс в литературе, фольклоре, рекламе
«прОстО дОбавь вОды»

А знаете ли вы?

Отметим, что существуют и другие средства выразительности, связанные с особым построением звуков в тексте.

Например, очень выигрышно в паре с ассонансом звучит аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных букв.

Данный звуковой приём позволяет «услышать» произведение. «Хрустят и хрупки, как хрусталь» – писал И. Северянин о замороженных лужах, намеренно повторяя сочетание «хр», – оно действительно напоминает звук ломающегося льда, ассоциируется с хрустом.

«…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.«, так Константин Дмитриевич Бальмонт, применяя аллитерацию с повторением звука «ш» и ассонанс с «у», помогает читателю не только представить картину камыша, но и услышать его.

Ещё один любопытный приём – липограмма, сущность которой заключается в написании произведения без использования какой-либо буквы (с определённой целью или без неё).

В некоторых стихотворениях Г. Р. Державина отсутствует согласная «р» – так поэт доказывал «изобилие и мягкость» русского языка:

Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов.

(«Свобода» Г. Р. Державин)

А французский писатель Жорж Перек создал роман (объёмом 300 страниц), где нельзя встретить ни одной гласной «е», – на русский он был переведён без употребления «о».

Ассонанс и аллитерация: проверка усвоенного материала

Ассонанс – мощное средство выразительности, благодаря которому литература, фольклор и даже рекламные слоганы выглядят необычными и вызывают интерес. Созвучие гласных акцентирует внимание на героя и окружающую его обстановку, а также даёт возможность читателю самому прожить эмоции персонажа.

Изучив ассонанс и аллитерацию, проверьте насколько легко вы сможете отличить их друг от друга с помощью тест-опросника. Удачи!

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии