Звукоподражание в литературе

Малыш, который знакомится с ещё неведомым для него окружающим миром, каждый день с помощью взрослых узнает что-то новое: пушистый котёнок мяукает, собачка гавкает, а лёгкий стук по крыше означает, что прогулку придётся отложить, так как на улице закапал дождик.

Вырастая и уже самостоятельно читая книги о далёких городах и странах, маленький взрослый, не покидая своего любимого домашнего кресла, как будто слышит крики экзотических птиц в джунглях или шум океанских волн. Это становится возможным благодаря лексическому средству — звукоподражанию.

Определение звукоподражания

Отображение слуховых образов различных явлений окружающего мира (звуков природы, голосов животных и птиц, речи людей, шумов) в литературе называется звукоподражанием.

Именно благодаря этому приёму для читателя создается волшебный эффект «звукового присутствия», что вызывает сильные эмоциональные впечатления от прочитанного.

Например, казалось бы, простая фраза русского поэта и прозаика Велимира Хлебникова «Волны скачут лата-тах! // Волны скачут а-ца-ца!», вызывает яркие ассоциации и делает читателя практически участником ситуации.  Строка из стихотворения «Колокола» Эдгара Аллана По: «А кто толлинг, толлинг, толлинг // В этой глухой монотонный...» сразу воспроизводит в воображении звуки тех самых колоколов. А в детском стишке, мы можем услышать тот же звук, только уже барабанов: «Зайка взял свой барабан // И ударил: трам-там-там!«.

Звукоподражание чем-то схоже с междометием, но если вы изучите оба термина, их определение и примеры, то придёте к выводу, что это всё-же разные понятия.

Ономатопея

С целю звукоподражания в литературе, и разговорном языке часто используется ономатопея. Это понятие фонетической стилистики, представляющее собой подражание звукам, которые:

  • существуют в живой природе (плеск волн: фш-фш-фш; шелест листвы:ш-ш-ш-ш; шум дождя: кап-кап);
  • издает человек (апчхи, ох, ах, ха-ха);
  • воспроизводят неодушевлённые предметы (шум работающих механизмов: тр-тр-тр, кх-кх-кх, машин: вж-ж-ж и инструментов: бом-бом, ду-ду-ду);
  • издают животные и птицы (мяу, иго-го, кря-кря, кукареку).

Точнее выразить звуковое ощущение действия помогают производимые от междометий глаголы и существительные. Например, «кря» — крякать, кряканье.

Ономатопея в первую очередь служит для повышения выразительности и не всегда создает эстетический эффект.

Звукообразные слова

Звукообразные слова являются более высокой ступенью выражения звуковой образности по сравнению с ономатопеей. Это слова, которые сами выразительны по своему звучанию, что позволяет передать образ, хотя сам звук при этом не называется. Например, звукообразными можно считать такие слова, как шушукаться, шушера, лялька, цуцик. Каждое из этих слов как будто рисует читателю картинку, создает цельное впечатление. Ведь услышав, как кого-то называют «цуцик», сразу представляешь себе совсем молодого, растерянного, неопытного человека.

Итак, приём звукоподражания при умелом использовании дает огромные возможности повысить экспрессивность и выразительность художественного описания, полностью погрузить читателя в атмосферу, задуманную автором произведения. Поэтому звукоподражание можно встретить как в поэзии, так и в художественной, детской литературе. Сегодня свойства звукообразов воздействовать на человека, вызывая определённые ассоциации, также взяли на вооружение представители маркетинга и рекламы.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии