Малыш, который знакомится с ещё неведомым для него окружающим миром, каждый день с помощью взрослых узнает что-то новое: пушистый котёнок мяукает, собачка гавкает, а лёгкий стук по крыше означает, что прогулку придётся отложить, так как на улице закапал дождик.
Вырастая и уже самостоятельно читая книги о далёких городах и странах, маленький взрослый, не покидая своего любимого домашнего кресла, как будто слышит крики экзотических птиц в джунглях или шум океанских волн. Это становится возможным благодаря лексическому средству — звукоподражанию.
Определение звукоподражания
Отображение слуховых образов различных явлений окружающего мира (звуков природы, голосов животных и птиц, речи людей, шумов) в литературе называется звукоподражанием.
Именно благодаря этому приёму для читателя создается волшебный эффект «звукового присутствия», что вызывает сильные эмоциональные впечатления от прочитанного.
Например, казалось бы, простая фраза русского поэта и прозаика Велимира Хлебникова «Волны скачут лата-тах! // Волны скачут а-ца-ца!
», вызывает яркие ассоциации и делает читателя практически участником ситуации. Строка из стихотворения «Колокола» Эдгара Аллана По: «А кто толлинг, толлинг, толлинг // В этой глухой монотонный...
» сразу воспроизводит в воображении звуки тех самых колоколов. А в детском стишке, мы можем услышать тот же звук, только уже барабанов: «Зайка взял свой барабан // И ударил: трам-там-там!
«.
Звукоподражание чем-то схоже с междометием, но если вы изучите оба термина, их определение и примеры, то придёте к выводу, что это всё-же разные понятия.
Ономатопея
С целю звукоподражания в литературе, и разговорном языке часто используется ономатопея. Это понятие фонетической стилистики, представляющее собой подражание звукам, которые:
- существуют в живой природе (плеск волн:
фш-фш-фш
; шелест листвы:ш-ш-ш-ш
; шум дождя:кап-кап
); - издает человек (
апчхи
,ох
,ах
,ха-ха
); - воспроизводят неодушевлённые предметы (шум работающих механизмов:
тр-тр-тр
,кх-кх-кх
, машин:вж-ж-ж
и инструментов:бом-бом
,ду-ду-ду
); - издают животные и птицы (
мяу
,иго-го
,кря-кря
,кукареку
).
Точнее выразить звуковое ощущение действия помогают производимые от междометий глаголы и существительные. Например, «кря» — крякать, кряканье.
Ономатопея в первую очередь служит для повышения выразительности и не всегда создает эстетический эффект.
Звукообразные слова
Звукообразные слова являются более высокой ступенью выражения звуковой образности по сравнению с ономатопеей. Это слова, которые сами выразительны по своему звучанию, что позволяет передать образ, хотя сам звук при этом не называется. Например, звукообразными можно считать такие слова, как шушукаться
, шушера
, лялька
, цуцик
. Каждое из этих слов как будто рисует читателю картинку, создает цельное впечатление. Ведь услышав, как кого-то называют «цуцик», сразу представляешь себе совсем молодого, растерянного, неопытного человека.
Итак, приём звукоподражания при умелом использовании дает огромные возможности повысить экспрессивность и выразительность художественного описания, полностью погрузить читателя в атмосферу, задуманную автором произведения. Поэтому звукоподражание можно встретить как в поэзии, так и в художественной, детской литературе. Сегодня свойства звукообразов воздействовать на человека, вызывая определённые ассоциации, также взяли на вооружение представители маркетинга и рекламы.