Второстепенные члены предложения

Прежде чем приступить к изучению непосредственно заявленной темы, давайте вспомним, что, как смысловым, так и грамматическим ядром предложения являются главные члены — а именно, сказуемое и подлежащее. В таком виде они составляют его грамматическую основу.

Стоит отметить, когда в высказывании имеются исключительно главные члены, они являются нераспространенными. К примеру, таким высказыванием может быть «Намело снег». В своем роде, это коротко и практично, но не может в полной мере сформировать единый образ данного предмета, а следовательно, его употребление строго ограничено.

И вот мы уже близки к пониманию того, зачем же нужны второстепенные члены предложения? Они служат для пояснения, как подлежащего, так и сказуемого, но могут также пояснять и различные иные члены предложения. Их особенность заключается в том, что они связываются с иными членами, включенными в состав непосредственно подчинительной связью.

Ниже предлагается рассмотреть, что собой представляют второстепенные члены, какую роль играют в целом, какие виды бывают и многое другое, рассмотреть практическую часть – их формирование и включение в состав простого предложения.

Что называют второстепенными членами предложения

Второстепенный член предложения может быть связан с другими членами не только подчинительной связью согласования, но также примыкания или управления. Это зависит от того, каким именно является текущее предложение, насколько грамотно и объемно оно составлено, что включает в себя.

В общем случае под второстепенными членами предложения подразумевается следующее: это зависимые, как правило от главных, хотя не исключено что и от других второстепенных, члены предложения, задача которых пояснять те члены, от которых они зависят.

Фактически, под такими частями принято понимать все значимые слова, которые не являются грамматической основой. На практике к каждому из них может задаваться соответствующий вопрос. Иногда данный вопрос задается непосредственно от подлежащего или сказуемого, в других случаях это может зависеть от иных членов, входящих в состав написанного.

Давайте выделим отдельные составные элементы на примере фразы – Человек скрылся за поворотом.

В данном аспекте главными будут «Человек скрылся», а второстепенными станет «за поворотом». В данном случае, задается вопрос: «Где скрылся человек?» — второстепенный член указывает на пояснение.

Виды второстепенных членов

В русском языке различают всего порядка трех различных видов второстепенных частей предложений. Ниже предлагаем рассмотреть каждый из них детальнее.

Но сперва, мы считаем, что будет уместно повторить понятие главных членов предложения, их ключевые роли, которые в дальнейшем помогут во многом определиться со второстепенными. В частности, к ним принято относить:

  • Подлежащее – его задача сводится к тому, чтобы определять главный объект в предложении, о котором в дальнейшем и приводится конкретная информация. В рамках поставленной задачи подлежащее должно отвечать на вопросы «Кто?», «Что?».
  • Сказуемое – его задача непосредственно обозначить ответы на такие вопросы, как «Что именно делает данный объект?», а также определить «Какой он есть?». В частности, его назначение сводится к тому, чтобы раскрыть именно то, за что говорится в подлежащем, что определяется им самим.

Определение

Определением будем называть такой член предложения, который указывает на признак или качество описываемого объекта. Его задача отвечать на следующие вопросы: Какой? Чей? Который?

В частности, задача определения пояснять слово с конкретным, предметным значением. Рассмотрим на примере следующее предложение.

Большой корабль плыл по бескрайнему морю.

В данном случае, определением можно считать слова, отвечающие на вопросы — Какой? Какому? И это будут части речи «большой», «бескрайнему». Данные определения в полной мере могут совпадать в числе, а также падеже и роде с конкретными, определяемыми словами. В этом случае их принято называть согласованными определениями.

Несогласованными определениями обеспечивается связь с главным словом непосредственно подчинительной связью примыкания или же управления. Они могут выражаться отдельными частями речи, а также их отдельными формами.

  • Существительным, проставленным в косвенном падеже, как с предлогом, так и без него.
    Пример – книга ученика (чья?).
  • Притяжательным местоимением, склоненным в третьем лице.
    Пример – их дела – дела их (чьи?).
  • Отдельными формами наречия.
    Пример – удар исподтишка.
  • Прилагательного в сравнительной степени.
    Пример – кофе посвежее.
  • Также можно выделить инфинитив.
    Пример – желание присесть.
  • Словосочетания нечленимые.
    Пример – улица в десяти метрах.

Дополнение

Дополнением будем считать такой второстепенный член, который расширяет описательный смысл сказуемого и принадлежит к его составу, что явно прослеживается в предложении. Дополнение указывает на объект или средство действия, к которому можно задать любые косвенные падежные вопросы (Кого? Чего? Кому? Чему? …).

Предложение – Бабушка покормила грудного ребёнка.

Дополнением в данном случае будет указание на то, кого покормила бабушка? А именно – ребёнка.

В русском языке существуют такие понятия как прямое и косвенное дополнение. Прямым дополнением называют такое, на которое действие сказуемого направлено непосредственно (я уронил газету). В остальных случаях мы имеем дело с косвенным дополнением (я уронил на газету).

Я присел на корточки и напряг мышцы.

В данном случае, «корточки» выступают в роли косвенного дополнения, а «мышцы» являются прямым дополнением, которое выражается без дополнительного предлога.

Обстоятельство

Обстоятельство — член предложения, который раскрывает обстоятельства (образ, время, способ) совершаемых глаголом действий. Зачастую оно поясняет само сказуемое, но при этом может запросто относиться и к иным членам предложения. Отвечает на вопросы — Где? Куда? Когда? Как? …

Обстоятельство, как и дополнение, относится к составу сказуемого. Чтобы не путать их между собой, вам достаточно запомнить следующее: когда в предложении существует некий объект действия, то дополнение описывает сам объект, а обстоятельство описывает его признаки.

Егерь потушил кострище незаметно.

Сами обстоятельства можно условно подразделить на отдельные виды:

  • Обозначающие образ действия.
    Пример – большая, крупная шишка стремительно падала с ели. В данном случае обстоятельство отвечает на вопрос — как?
  • Обстоятельства меры и степени.
    Свеча едва горела в комнате. Сказуемое указывает на степень действия.
  • Указывающие на конкретные места.
    Девушка шагала навстречу судьбе. В предложении есть указание  — куда?
  • Обстоятельства, указывающие на конкретное время.
    Завтра ты должен выполнить слово. Здесь мы видим обстоятельство (когда?).
  • Обстоятельства, указывающие на условие.
    Подготовим урок, имея задание.  Подготовим при каком условии?
  • Обстоятельство, указывающее на причину.
    Мастер не приехал из-за заторов. Обстоятельство в данном случае объясняет (по какой причине?).
  • Обстоятельство, указывающее на цель.
    Желал получить доход, чтобы помочь людям. В данном примере обстоятельство указывает (с какой целью?).
  • Некоторые обстоятельства, указывающие на конкретные уступки.
    Посчастливилось вопреки обстоятельствам. На примере можно увидеть, что обстоятельство указано как (вопреки чему?)

Таблица-памятка

Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.

Название Обозначает Вопросы Зависимость от члена предложения Способы выражения
Определение Признак самого предмета Чей? Какой? Дополнения, Обстоятельства, Подлежащего Существительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным
Дополнение Сам предмет Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Сказуемого Количественным числительным, Местоимением, Существительным
Обстоятельство Время, место, способ действия Где? Когда? Как? Каким образом? Сказуемого Глаголом, Существительным с предлогом, Наречием

Как подчеркиваются второстепенные члены

Вам необходимо запомнить, что в предложении различные второстепенные члены  будут подчеркиваться определёнными типами линий. В зависимости от того, о каком именно второстепенном члене идет речь, стоит выделить три варианта подчеркивания:

  • Дополнение будет подчеркиваться штриховой линией.
  • Определение подчеркивается волнистой линией.
  • Обстоятельство подчеркивается штрихами в сочетании с точками.

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

  • Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
  • Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация. Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
  • Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
  • Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
  • После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же. В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
  • В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Задание. Найдите второстепенные члены в предложении

В качестве финального аккорда давайте разберём несколько предложений, чтобы найти в них второстепенные составляющие.

  1. Маленький мальчик читает журнал.
  2. На кухне стоит стол и деревянные стулья.
  3. В зимнем сквере метет снег.
  4. Серый кролик перебегал от одной грядки к другой.
  5. Выглянуло сияющее солнце.
Вы уже голосовали!
Правила русского языка
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии