Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Оглавление
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определённом порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять, я, в парке, люблю, осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нём должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевлённый или неодушевлённый предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чём говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызёт орехи.
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять.
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно.
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе.
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно.
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы.
- Что-то страшное летало в темноте.
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке.
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометием.
В чаще леса послышалось «ау».
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна.
- Существительным:
- Москва — столица России.
- Числительным:
- Трижды три — девять.
- Наречием:
- Днём — весна. Вечером — осень.
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана.
- Дайте мне вон ту книгу.
- Осенью я пойду в школу.
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределённую форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор.
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками.
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу.
- Слово — серебро, молчание — золото.
- Перед экзаменом я была спокойная, как никогда.
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно.
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных.
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины.
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят.
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт.
Как подчёркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу», то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией, сказуемое — двумя сплошными чертами.
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима
уберем слова «скоро»
и «долгожданная»
. Получилось: Наступила зима
. Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространённое предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребёнку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребёнку, который ещё только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Ещё одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имён существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет практически любой родитель. Разберём объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребёнка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнём его одной линией.
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?». Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями. Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет.
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
Выпишите на бумагу предложения из примеров и следуя алгоритму, изложенному выше, найдите главные члены предложения:
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
Данная статья на сайте «Грамотность» об очень важной теме — главных членах предложения — подлежащем и сказуемом. Автор подробно и доступно объясняет, что такое подлежащее и сказуемое, какие они бывают по своей форме и как правильно определять их в предложении. Кроме того, в статье есть и примеры с объяснениями, что помогает лучше понимать материал.
Мне понравилось, что статья написана понятно и просто, что позволит людям без знаний грамматики быстро освоить эту тему. Также важна правильная последовательность изложения материала — сначала автор рассказывает о подлежащем, а затем про сказуемое, что дает возможность лучше усвоить тему.
Я считаю, что данная статья будет полезна всем, кто изучает русский язык и хочет улучшить свои знания в области грамматики.