Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е). Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха; создателя: тезисы (кого?) президента; владельца: сады (кого?) Демидова. Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы), а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии).

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме.

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»:  «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки.

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу. Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под. Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой. Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с.

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

НазваниеСлово-помощникВопросыПримеры
ИменительныйИмеетсяКто? Что?Блогер. Огород
РодительныйНетКого? Чего?Блогера. Огорода
ДательныйДатьКому? Чему?Блогеру. Огороду
ВинительныйВинитьКого? Что?Блогера. Огород
ТворительныйСтатьКем? Чем?Блогером. Огородом
ПредложныйГоворитьО ком? О чём?О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегомтворительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

НазваниеСуществительное помощникВопросыПример
Именительныйесть — Сайт, ИграКакой? Какая?Популярный, Познавательная
Родительныйнет — Сайта, ИгрыКакого? Какой?Популярного, Познавательной
Дательныйдать — Сайту, ИгреКакому? Какой?Популярному, Познавательной
Винительныйвижу — Сайт, ИгруКакой? Какую?Популярный, Познавательную
Творительныйдоволен — Сайтом, ИгройКаким? Какой?Популярным, Познавательной
Предложныйдумаю — о Сайте, об ИгреО каком? О какой?О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца  –  к добру молодцу. К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня. Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне. Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

  1. Именительный падеж. Новые слова всегда учатся в этой форме:
    • Это (что?) книга.
    • (Кто?) девочка читает.
  2. Предложный падеж. Он указывает на место:
    • Ты живёшь (где?) в Германии.
    • Мы сидим (где?) в офисе.
  3. Винительный падеж. Называет объект, на который направлено действие:
    • Я читаю (что?) интересную книгу.
    • Я встречаю (кого?) подругу.
  4. Дательный падеж. Обозначает адресата:
    • Я позвоню (кому?) коллеге.
  5. Родительный падеж. Говорит об отсутствии чего-то:
    • У пассажира нет (чего?) билета.
  6. Творительный падеж. Используется для обозначения орудия действия:
    • Он рисует (чем?) карандашом.

Упражнения на все падежи русского языка

  1. Найдите существительное В. п.: Если бы в зверином царстве проводились конкурсы красоты, тигр наверняка завоевал бы первое место.
  2. Найдите существительное Р. п.: Когда смотришь на работу дымковской мастерицы, всегда восхищаешься её умением и ловкостью.
  3. Найдите существительное П. п.: Однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке между камнем и глиной.
  4. В каком словосочетании прилагательное стоит в В.п.:
    • из колючего кустарника
    • изумительной картиной
    • на зелёную ветку
    • скрипучим голосом
  5. Определите падеж прилагательного в предложении: Колокольчик в шапочке лиловой весело кивает головой.
    • родительный
    • предложный
    • дательный
    • винительный
  6. Определите падеж прилагательного в предложении: Природа наделила этот край влажным климатом.
    • винительный
    • творительный
    • предложный
    • дательный
Просмотр ответов

В процессе разработки.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

4 Комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
3 лет назад

Школьные годы были давно. Прочитал про падежи, сразу в памяти уроки русского языка) и учительница по русскому и литре строгая)

Оксана
Оксана
3 лет назад

Теперь я знаю, как буду учить сына падежам и объяснять, что это такое ) Спасибо! Очень доступно всё объяснено.

Игнатий
Игнатий
3 лет назад

Кстати иностранцев лучше учат падежам, чем наших детей. Я только сейчас понял, зачем они нужны. Кроме родительного, правда))

Мерген
Мерген
1 год назад

Здесь прям хорошо объяснили.
Спасибо!
НО мне еще долго до полного понимания)