Падеж – это важный грамматический признак, присущий некоторым частям речи, благодаря которому слова могут склоняться и участвовать в образовании различных словосочетаний. Кажется, что он является необходимой категорией, без которой невозможно построить предложение.
Однако не во всех языках есть падежи – например, английский, французский и вьетнамский легко обходятся без них. Конечно, это не значит, что их высказывания безграмотны, – просто они имеют другие грамматические маркеры, указывающие на положение слова во фразах.
Оглавление
Что такое косвенный падеж. Отличие от прямого
Косвенные – это непрямые падежи, представляющие собой «отклонение», особые формы, отличающиеся от прямого – именительного.
Всего их 5, и каждому присущи собственные:
- вопросы (для одушевлённых и неодушевлённых существительных);
- предлоги, помогающие слову «встать» в нужную позицию;
- окончания (также зависят от склонения).
Ещё один важный признак, которым характеризуется косвенный падеж в русском языке, – невозможность употребления таких слов в качестве подлежащих.
То есть части речи, находящиеся в косвенных падежных формах, не бывают главными членами предложения, а служат исключительно второстепенными.
Предлоги и вопросы косвенных падежей
Родительный падеж и его функции
Начнём знакомство с родительного падежа, функции которого довольно разнообразны. Он помогает обозначить принадлежность к чему-то или кому-то (шляпа бабушки
) или начальную точку движения (отойти от музея
), а также отделяет лицо (предмет) от целой группы (один из писателей
, мало карандашей
). Рассмотрим его отличительные черты:
- кого? / чего? – вопросы;
- от, без, возле, после, около, у, до, из, для и др. – предлоги (
отдохнуть после работы
,спросить у брата
,подарок для подруги
); - «нет» — вспомогательное слово, образовывающее нужную форму (
нет собаки
,дерева
,песни
).
Своим названием родительный обязан древнегреческому языку. В нём с помощью этого падежа часто отмечали имя отца (родителя) и получали примерно следующее: Пётр, сын (кого?) Александра
; Елена, дочь (кого?) Григория
.
Дательный падеж
Дательный нередко указывает на того, кому адресован объект или речь в целом (пожалуюсь маме
), или используется для обозначения места, цели (пройти по парку
, путь к мечте
).
- кому? / чему? – вопросы;
- к (ко), по, благодаря, навстречу, согласно, подобно и др. – предлоги (действия согласно инструкции, двигаться по бордюру);
- «дать» — вспомогательное слово (
дать весне
,коту
,семье
).
Название объясняется одной из функций: иногда дательный свидетельствует о передаче чего-то кому-то.
Винительный падеж. Как не путать с именительным
Винительный – имеет связь со словом «вина» (раньше у этого существительного был иной смысл – «причина») и указывает на объект, над которым выполняется действие (рассказывать историю
).
- кого? / что? – вопросы;
- за, на, в, про, сквозь, под и др. – предлоги (
узнать про одноклассника
,смех сквозь слёзы
); - «вижу» — вспомогательное слово (
вижу дедушку
,дождь
,степь
).
У винительного падежа один вопрос совпадает с именительным, что может привести к путанице. Рассмотрим на примерах:
Театр радовал новыми спектаклями.
Я сфотографировал театр с нескольких ракурсов.
Видим, что форма слова полностью совпадает. Чтобы верно определить грамматический признак, можно подставить любое существительное первого склонения, поскольку оно имеет ярко выраженные окончания. Сравним: кошка радовала / сфотографировал кошку
– различие очевидно. Также помним, что слова в именительном падеже всегда употребляются без предлогов и, как правило, являются подлежащими, что невозможно для винительного.
Характеристики творительного падежа
Творительный превращает существительное в тот предмет, которым совершается действие (рисовать кистью
). У него множество функций – обозначение инструмента (рубить топором
), времени (поехать зимой
), сравнения (смотрит волком
) и т.д.
- кем? / чем? – вопросы;
- перед, над, с, за, между и др. – предлоги (
замереть перед статуей
,играть с сестрёнкой
); - «горжусь» — вспомогательное слово (
горжусь птицей
,голосом
,пустынью
).
Наименование «творительный» происходит от красивого латинского «инструменталис», что связано как раз таки с «инструментом» действия.
Особенности предложного падежа
Предложный используется, если требуется о чём-то сказать (мечтаю о повышении
) или обозначить место (расположен в городе
).
- о ком? о чём? – вопросы;
- о (об), на, при, в – предлоги (
шкаф в магазине
,табличка на двери
) - думаю – вспомогательное слово (
думаю об игрушке
,о сыне
,о статье
).
Отметим, что нельзя поставить существительное в предложный падеж без помощи предлога. Его название будто подтверждает необходимость в служебных частях речи.
Интересно, что в иностранных языках существуют свои косвенные падежи: так, в финском и эстонском можно встретить совместный, частичный и превратительный, а в старину в нашем праязыке ещё существовал звательный падеж (старче, княже), он же вокатив, использующийся в наше время преимущественно в просторечии при обращении (мам, пап, Саш, Лёнь), а также сохранившиеся обороты «отче», «Боже». При этом он сохранился в румынском, молдавском, украинском и других праславянских языках.
Не зря говорят, что грамматика русского языка сложнейшая. Предлоги помогают хорошо определить косвенный падеж, но не все его помнят, можно спутать с другой частью речи. Освежила память)
В нашем языке достаточно сложная система падежей. Смысловые ошибки встречаются достаточно редко, а вот сложности с правописанием возникают даже у тех, кто является носителем языка.
Заметила, что в последнее время стало совсем все печально с падежами у наших людей. Ладно бы обычные люди этим страдали, так я постоянно слышу ошибки в их употреблении от журналистов и даже министров.