Грамотность – это признак образованности человека. Несмотря на бытующее мнение, что его роль в современном мире не является определяющей, умение писать без ошибок и объясняться понятным и красивым языком никого не ставило в неловкое положение. Напротив, когда собеседник не может связать пары слов, и его речь изобилует «на, в, что, как-то», а в письменной форме используется слово «ложить» вместо глагола «класть» – будет ли возникать желание общаться?
Социальные сети, мессенджеры, разного рода электронные переписки постепенно вытесняют простое человеческое общение, привычки писать письма обычным способом давно ушли в историю. Книги пылятся на полках и наших детей не заставить читать. Все это ведёт к потере элементарной грамотности.
Как сказал классик, русский язык велик и могуч. Удивительные слова, красивые речевые обороты – такое разнообразие способов выражаться правильно и делать свою речь неповторимой. А что для этого нужно то? Время от времени восстанавливать в памяти, как правильно это делать и показать свое уважение к языку, на котором говорили и творили великие люди.
Воспитание – еще один важный момент. Какой пример может показать родитель, пренебрегая правилами элементарной грамотности? А ведь речь о будущем, о подрастающем поколении. От образованности, в том числе зависит, каким оно будет.
Немало есть в практике примеров, когда человеку отказывают в трудоустройстве, он теряется в догадках – как, почему? Оказывается, причина простая – резюме невозможно воспринять, вроде и на русском написано, а смысла никакого нет. Это тот самый случай, когда нужно научиться уважать себя, прежде всего. Тогда и окружающие вас коллеги, партнеры, просто собеседники посмотрят иными глазами, как на образованного.
Быть грамотным – важно. Впечатление о человеке складывается, в том числе, и по его грамотности, если допускать ошибки – значит пренебрежительно относиться к речи, а из этого вытекает недолжное отношение к работе. Это своего рода фундамент построения своего будущего. В конечном итоге несоблюдение правил может привести к вырождению языка.
Оглавление
Повторение — мать учения
Начинать повторение целесообразно с самого начала, буквально – со школьной программы, если ещё точнее – с составляющих морфологии, которые играют определяющую роль. Из всех составляющих, изучаемых морфологией, существительное находится на лидирующей позиции. Это и понятно, практически каждое второе слово – существительное.
Имя существительное в русском языке является обособленной частью речи, указывающей на предмет или явление, и подлежит вопросам – кто? что?
Давайте вкратце вспомним всё, что мы о нём знаем. Итак, существительное обозначает:
- Окружающие нас объекты
- Живые создания
- Проявления, феномены и факты
- Действия, характеристики и состояния
По принадлежности различают собственные и нарицательные. К первым относятся имена и названия:
Москва, Правда (газета), Васнецов (фамилия)
Ко вторым – явления и предметы, объединенные в одно общее название, принадлежащие по смыслу к одной категории:
Статья, дом, ученик, планета
Если слово отвечает на вопрос – кто? оно является одушевлённым предметом, неодушевлённые – отвечают на вопрос – что?
- Собака, рыбка, лошадь, сосед – одушевлённые предметы
- Печь, стол, тетрадь – нет.
Слова, обобщающие определение кого-либо, также принадлежат к неодушевлённым:
Молодежь, стая, сборище, труппа
К морфологическим признакам относятся род, число и падеж. Причем род – не меняется, а падеж и число – переменные.
Когда слово употребляется в единственном числе – речь идет об одном предмете или явлении. Для обозначения нескольких у имени существительного предназначено множественное число. Однако, в русском языке есть слова, остающиеся всегда в одной численности:
- Обозначающие состав чего-либо – молоко, сталь, медь, клубника.
- Определяющие свойство – желтизна, страсть, молодость.
- Указывающие на действие – молотьба, ходьба, косьба.
- Индивидуальные названия – Онега, Тула, Пермь.
- Бремя, вымя, пламя, темя – исключения, их нужно просто запомнить.
Форму множественного числа имеют:
- Тиски, щипцы, перчатки, очки – слова, обозначающие пару и не имеющие другого смысла.
- Сливки, отруби, дрожжи, оливки – есть признак состава.
- Каникулы, сутки, прятки, пятнашки – определяющие временной промежуток или игровое действие.
- Выборы, прения, заморозки, переговоры – состояние природы или действия.
- Горки, Солоники, Афины, Сокольники – названия городов или местности.
Следующий морфологический признак этой части речи – падеж. В нашем случае их шесть, и они содержат ответы на вопросы:
Именительный – кто? что? | Винительный – кого? что? |
Родительный – кого? чего? | Творительный – кем? чем? |
Дательный – кому? чему? | Предложный – о ком? о чем? |
Определить падеж не сложно, нужно найти слово, к которому подходит существительное, и поставить соответствующий вопрос:
Мама мыла раму.
В этом предложении два имени существительных: кто – мама (и. п.), мыла что – раму (в. п.)
Что такое склонение существительных
Вот мы вплотную и приблизились к пониманию термина склонение (от слов склонять, наклонять).
Склонение – это изменение частей речи по грамматическим категориям рода, числа и падежа.
Все существительные делятся условно на семь групп, у каждой группы слов будут одинаковые окончания при изменении формы по падежам и числам. То есть существует семь способов в склонении слов – имён существительных. Из них выделяют основные (продуктивные) три:
Первое склонение
Женский и мужской род в единственном числе именительного падежа имеющий окончания а или я: вахта
, папаша
, братка
, сабля
, юноша
. К первому склонению также относятся существительные мужского рода с суффиксами —ишк-, —ушк-, образованными от этой части речи второго склонения с нулевым окончанием:
- Парень – парнишка
- Соловей – соловушка
В женском роде, относящемся к первому склонению, стоит обратить внимание на слова с окончаниями на ия: лилия
, фотография
, пиццерия
, кулинария
, геометрия
. Они отличаются окончанием и, ии при склонении в форме дательного падежа.
Исключение, когда ударение падает на последнюю гласную:
- чему? лилии;
- чему? фотографии;
- чему? скамье;
В последнем примере ударение падает на гласную «е», поэтому написать в конце слова «скамья» букву «и» невозможно даже по смыслу.
Второе склонение
Существительные мужского и среднего рода без окончаний или с о, ё, е на конце, в единственном числе именительного падежа: ружьё
, копыто
, лес
, топор
, поле
, утро
, спектакль
.
Если окончание у существительного среднего рода ие, то особенность его склонения будет в следующем: при форме единственного числа предложного падежа заканчиваться слово будет на -ии-, а не -ие-, -е-, как у слов типа «поле» или «море»:
- о чем? о сравнении;
- о чем? об указании;
- о чем? о толковании.
Третье склонение
Существительные женского рода, с мягким знаком на конце: дочь
, тетрадь
, вошь
, ночь
, сыпь
, любовь
. В этом типе склонения почти во всех косвенных падежах слова имеют окончание и, оно в большинстве случаев не является ударным. Чтобы определить правильность написания гласных на конце, берем любое с ударением на последнем слоге:
- И. п. что? любовь
- Р. п. чего? любови
- Д. п. чему? любви
- В. п. что? любовь
- Т. п. чем? любовью
- П. п. о чем? о любви
Как определить склонение имен существительных
Чтобы определить типа склонения в русском языке, достаточно переставить слово в единственное число именительного падежа:
Унесенные ветром
Ветер – мужской род, без окончания. 2-е склонение.
Лунная ночь
Ночь – женский род с мягким знаком на конце. 3-е склонение.
Прямое указание
Указание – средний род, заканчивается на -е-. 2-е склонение.
Примеры склонений
Первое:
- Любимый братишка;
- Добрая соседка;
- Родная школа;
- Симпатичный юноша;
Любимый братишка вырос в симпатичного юношу, и давно вышел из стен родной школы, а наша добрая соседка никак не может забыть его озорства.
Второе:
- Заряженное ружьё;
- Интересный спектакль ;
- Затупившийся топор ;
- Доступное толкование.
Мы посмотрели интересный спектакль, напоминавший о том, что висящее на стене заряженное ружьё, однажды выстрелит.
Третье:
- Послушная дочь ;
- Непроглядная глушь ;
- Пробежавшая мышь ;
- Темная ночь .
Была темная ночь, в непроглядной глуши пробежавшая мышь была совсем не заметна.
Особые окончания
Как уже было упомянуто выше, основная трудность возникает при написании существительных с ий, ия, ие в конце слова.
Имена существительные женского рода с -ия на конце – 1 склонение. Опасность подстерегает в написании слов с применением дательного, родительного и предложного падежей.
Для наглядности сравним обычные слова и с окончанием ия:
Голубика, монета | Социология, морфология |
Р. п. нет чего? Голубики, монеты | Р. п. чего? социологии, морфологии |
Д. п. рады чему? голубике, монете | Д. п. чему? социологии, морфологии |
П. п. говорим о чем? о голубике, о монете | П. п. о чем? о социологии, о морфологии |
Особенность слов – в двойной гласной на конце. Когда встречается такое слово, ставьте в один из трех падежей и вспоминайте, что на конце может писаться только двойная буква «и». В рассматриваемых падежах у анализируемых слов одно и тоже окончание -ии-. Не играет роли и значение имени, нарицательное оно или собственное.
Но бывают исключения из-за которых допускаются ошибки.
Разное написание имён (1-е склонение)
Например, Наталия и Наталья, Мария и Марья. В этом случае наши падежи будут иметь другие окончания:
- Р. п. сын кого? Натальи, Марии
- Д. п. передать кому? Наталье, Марии
- П. п. спросить о ком? о Наталье, о Марии
В этом примере после мягкого знака стоит только одна гласная, значит существительное имеет обычные окончания первого склонения.
Ударение на последнем слоге (1-е склонение)
Слова женского рода с -ия на конце: Зульфия, например. Ударение на последнем слоге, следовательно, в предложном падеже будет писаться на конце – е.
П. п. позаботиться о ком? о Зульфие
Аналогичное правило будет действовать с собственным именем на -ия, например, Лия.
П. п. позаботиться о ком? о Лие
Окончания ие, ий во 2-м склонении
Во втором склонении тоже присутствуют особенности написания слов с определенными окончаниями. Рассмотрим примеры с -ие и –ий. Умиротворение
(средний род), Алексий
и гений
(мужской род).
- Р. п. кого, чего? умиротворения, Алексия, гения
- Д. п. кому, чему? умиротворению, Алексию, гению
- П. п. о ком, о чем? об умиротворении, об Алексии, о гении
В этих написаниях предлагается запомнить только предложный падеж, где все слова, независимо от нарицания и собственности, будут кончаться двойной буквой «и».
Нужно напомнить, что он (падеж) в принципе не бывает без предлога, и для правильного вопроса к падежу необходимо подобрать верный!
Разносклоняемые имена существительные
Такими частями речи называются имена существительные, которые при изменении падежа приобретают окончания разных типов склонений. Их всего двенадцать, и запомнить их нужно наизусть.
Существительные среднего рода, заканчивающиеся на (-мя):
- знамя, бремя, время, вымя, семя, темя, имя, пламя, стремя, племя.
Существительное среднего рода – дитя.
Существительное мужского рода – путь.
В родительном, дательном и предложном падежах, в единственном числе, они будут соответствовать третьему склонению с окончанием -и-:
В начале трудового пути у всех бывают неудачи. Языки пламени обжигали лицо и руки. Об этом имени ходит много легенд.
- Р. п. место кого, чего? знамени, племени, времени
- Д. п. обязан кому, чему? бремени, пламени, темени
- П. п. вспоминаю о ком, о чем? о семени, об имени, о стремени
Изменяясь в творительном падеже, приобретают признаки второго склонения с -ем- на конце:
- Т.п. доволен кем, чем? выменем, бременем, именем
Его именем названа главная улица города. Удрученные бременем забот, они совсем не отдыхали.
В винительной форме склонения оставляют окончание именительного падежа:
- В. п. слышу кого, что? знамя, пламя, семя
Я видел знамя, которое гордо реяло на высокой крыше дома. Вижу пламя, оно не угасает.
Слово «дитя» малоупотребимо, множественное число «дети» меняется по видам 3 склонения, но в творительном падеже имеет на конце -ми:
О детях можно говорить бесконечно. У нее был повод гордиться своими детьми.
Идентично выглядит изменение слова «путь»:
Пути, нет пути, идти путём, несколькими путями
Нет пути назад. Нужно идти путём правильного выбора. Мы могли выполнить это несколькими путями.
Несклоняемые существительные
Бывают и такие :-). Одушевленные имена мужского рода, не подлежащие изменению по падежам:
- Определяют мужчин: маэстро, месье
- Указывают на специализацию профессии: портье, конферансье
- В названии животных: коала, фламинго
Если необходимо указать принадлежность к женскому роду, пишется так: коала несла детеныша
. К женскому роду относятся такие несклоняемые одушевленные имена существительные, которые явно обозначают женский пол: мадам, миссис
У этой мадам шляпа красивая. Подойти к миссис молодой человек не решался.
К среднему роду относятся неодушевленные имена: метро, пальто, бюро, шоссе
У какого метро встретимся? У отца всегда было много пальто. Множество шоссе – отличное решение проблемы пробок. В каком бюро вы работаете?
У некоторых частей речи род зависит от их предназначения:
- Кольраби (сорт капусты – ж. р.)
- Пенальти (штрафной удар – м. р.)
Кольраби была хорошо приготовленной. В матче пробивали пенальти.
Определение принадлежности географических названий зависит от существительных, относящихся к тем же объектам:
- Туапсе (город – м. р.)
- Никарагуа (государство – с. р.)
Туапсе – прекрасный выбор места отдыха.
В сложносокращенных словах выявить отношение к тому или иному роду можно, для этого надо написать название полностью и найти основное по значению:
ВАК (Высшая аттестационная комиссия – она, ж. р.)
СПБГУ (Санкт-Петербургский государственный университет – он, м. р.)
Встречаются названия, отнести которые можно и к тому и к другому роду: задира, задавака, забияка, Саша, Валя, Белых.
Машка, задира, прекрати приставать. Он был настоящим задирой.
Профессия, должность или род занятий неизменно причисляется к мужскому роду, но обозначается в письме так:
- Пилот (м. р.) Краснов выполнил задание
- Пилот (м. р.) Краснова выполнила задание
Написать «Врач Иванова провел осмотр»
– не правильно, поскольку Иванова – женщина. Корректно выглядеть будет: провела осмотр.
Таблица склонений имен существительных
По традиции мы решили оформить несколько таблиц склонений, чтобы восприятие урока улучшилось до предела, итак, сперва графический вариант.
И в завершение, традиционный вариант.
Склонение | Окончание | Определение | Пример |
Первое | а я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я. | Лампа, ручка, библиография, пепельница, сынишка |
Второе | Существительные мужского рода без окончаний. | Огород, стул, парк, охотник | |
о е | Все существительные с окончаниями -о, -е. | Удивление, высказывание – средний род; человечище – мужской род. | |
Третье | Существительные женского рода без окончания | Рожь, плеть, ветвь, сыпь |
Ребята, спасибки огромное вам за информацию! Просто в учебнике русского такой ценной инфы нет а тут есть. Спасибки :о)
Благодаря этой статье я получила знания, необходимые для решения егэ. В школе всё рассказывали как-то непонятно, информацию размазывали, да и давно это было, а лезть искать учебники — фу… А тут всё и разом, и понятно. Спасибо большое!
Доброго времени суток! Спасибо за материал и особенно за конкретные примеры! В учебнике сына материала очень мало, а тема все-таки средней сложности! Давно пользуюсь Вашим сайтом и чувствую, что часто буду к Вам возвращаться
Спасибо за крутой разбор такой обширной темы. Очень помогла эта статья в домашних заданиях для сына. Я в школе училась давно и много не помню, но теперь постоянно темы читаем вместе на вашем сайте и я тоже становлюсь грамотнее!
Отличный сайт. Изложен весьма полезный материал. Грамотность на наше время очень нужна. Хорошо подойдет для всех кто хочет грамотно писать на русском языке. Спасибо большое за статью.