А вы знали, что количественную характеристику могут обозначать не только числительные, но и другие классы слов – например, глаголы (удвоить, утроить)? Однако их, в отличие от первых, нельзя записать цифрами. Поэтому они незаменимы в тех предложениях, где число служит важной деталью представленной информации.
Имя числительное в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая содержит указание на определённое количество или порядковый номер.
Оглавление
Постоянные признаки числительных
Разберём морфологические признаки числительных – они стандартно делятся на постоянные и непостоянные. В первых раскрывается классификация этой части речи, описываются разряды по составу (морфемному устройству цифры) и значению. Виды числительных помогают лучше понять представленное слово, глубже изучить его смысл.
Простые, сложные и составные числительные
Классификация по составу предлагает рассмотреть слово через его структуру. Встречаются три типа:
- Простые числительные – сюда входят числа, имеющие только один корень.
Семь
,сто
,четвёртый
и другие. - Сложные – свидетельствует о наличии двух корней:
тринадцать
,восемьдесят
,пятьсот
и т.д. - Составные – означает, что число складывается из двух и более слов:
пятьдесят девять
,триста тридцать три
,семьсот двадцать
и др.
В старославянском алфавите почти каждой букве соответствовало число, поэтому цифровые значения записывали с помощью буквиц до момента введения цифр Петром I. Например число 342. Буквице T (твѣрдо) соответствует 300, 40 — это М (мыслитѣ), а цифра 2 была у В (вѣди).
Количественные и порядковые числительные
В зависимости от общего смысла, содержащегося в слове, имена числительные бывают:
- Количественные – отличаются вопросом «сколько?», представляют собой некое число:
один
,десять
,пятьдесят пять
и др. - Порядковые – обозначают какой-либо номер, отвечают на вопросы «который?» или «какой?». Внешне напоминают прилагательные:
третий
,четырнадцатый
,сорок шестой
и др.
Первые можно разделить на ещё несколько видов, характеризующих само число. Познакомимся с ними далее.
Целые, дробные и собирательные числительные
Разряд количественных числительных по значению отражает смысл слова более подробно. По названию каждой группы легко понять её сущность.
- Целые –
шесть
,девятнадцать
,двести
и другие целые числа. - Дробные – сюда относятся дроби:
две одиннадцатых
,одна четвёртая
,тринадцать сороковых
. - Собирательные – объединяют несколько предметов (лиц) в единую группу, образуют совокупность:
двое
,трое
,пятеро
и т.д.
Непостоянные грамматические признаки числительного
Среди непостоянных признаков выделяют следующие:
- Род – преимущественно у порядковых числительных, у количественных встречается очень редко:
- мужской –
один
,девятый
,сотый
; - женский –
одна
,девятая
,сотая
; - средний –
одно
,девятое
,сотое
.
- мужской –
- Число – важно запомнить, что оно определяется не по количеству, которое обозначает слово, а по окончанию. В основном есть у порядковых:
- единственное –
второй
,седьмой
,девяностый
. - множественное –
тринадцатые
,двадцатые
,восьмидесятые
.
- единственное –
- Падеж – единственный непостоянный признак, имеющийся у всех видов числительных. Сложность заключается в том, что каждый тип отличается собственными падежными формами. Далее изучим, как образуются некоторые из них.
Склонение числительных
Необходимо запомнить следующие особенности:
Сорок
,сто
– имеют только две падежные формы. В именительном/винительном падеже –сорок
,сто
; в оставшихся –сорока
,ста
.Полтора
,полтораста
– тоже отличаются только двумя вариантами окончаний. Именительный/винительный падеж –полтора
(полторы
– женский род),полтораста
; в других –полутора
,полутораста
.- У сложных слов склоняются обе части:
четыреста
,четырёхсот
,четырёмстам
,четырьмястами
,четырёхстах
. Обратите внимание, что здесь корень, означающий сотню, имеет другие падежные окончания по сравнению с простым числительным «сто». Важно не путать их между собой. - Составные количественные – по падежам обязательно нужно склонять все слова.
Семьсот пятьдесят девять
,семисот пятидесяти девяти
,семистам пятидесяти девяти
и т.д. - Составные порядковые – изменяется только одно слово из всей группы, последнее.
Шестьдесят четвёртый
,шестьдесят четвёртого
,шестьдесят четвёртому
и т.д.
Синтаксическая роль числительного
В предложении рассматриваемая часть речи может выполнять различные синтаксические функции:
- Подлежащее.
В очереди за лучшими в городе пончиками было четыре человека.
- Сказуемое.
Семью восемь – пятьдесят шесть
. - Определение.
Первый день в новой школе оказался очень сложным и нервным
. (день (какой?) – первый) - Дополнение.
На годовщину свадьбы папа подарил маме сто одну розу
. (подарил (что?) – сто одну розу). - Обстоятельство.
Путешествие на поезде до моря заняло двадцать два часа
. (заняло (сколько?) – двадцать два часа).
Видим, что зачастую числительные неразрывно связаны с существительными. Цифры действительно редко употребляются самостоятельно; обычно они являются характеристикой для предметов или лиц.
Морфологический разбор числительного
Познакомимся со структурой морфологического разбора:
- Сначала необходимо назвать часть речи (числительное) и поставить слово в начальную форму (мужской род, единственное число, именительный падеж).
- Определяем все признаки. В первую очередь, описываются постоянные (состав, значение, дополнительное значение у количественных), затем непостоянные (род, число, падеж).
- Указываем синтаксическую роль.
Пример разбора
Разберём слово из высказывания:
«Я пытался найти расписание восьмого автобуса, однако на сайте этой информации не было».
- Восьмого – числительное. Начальная форма – восьмой.
- Морфологические признаки:
- Постоянные – простое (потому что один корень), порядковое (отвечает на вопрос «какой?»);
- Непостоянные – мужской род, единственное число, Родительный падеж.
- Восьмого – определение (автобуса (какого?) – восьмого).
Мониторинг полученных знаний
Понять, что такое имя числительное как часть речи (морфологически и синтаксически) несложно, так как разряды являются довольно простыми. Его главная трудность заключается в склонении – в многообразии окончаний и их правописании. Чем больше цифра, тем проще допустить ошибку в процессе её изменения по падежам, поэтому нужно очень внимательно следить за флексией и рекомендовано закрепить полученные знания с помощью теста: