Лица местоимений

Среди самостоятельных частей речи есть одна универсальная и даже загадочная. Ведь с её помощью можно указать на предмет, явление или количество, не называя их. Это – местоимение, которое не имеет реального лексического значения, но обладает рядом грамматических и морфологических признаков, в том числе категорией лица, что необходимо знать для правильного применения в устной и письменной речи.

Категория лица у местоимений

Местоимение – очень часто используемое грамматическое средство языка, что неудивительно вследствие его широкой функциональности (замена других частей речи, поддержание связи предложений в тексте). Чтобы выполнить все возложенные на эту часть речи задачи, в русском языке местоимения, согласно их значению, делятся на девять групп (разрядов):

  1. Личные называют участников диалога.
  2. Притяжательные обозначают принадлежность кому-то (чему-то);
  3. Указательные могут указывать на признак либо количество;
  4. Определительные обозначают признак предмета;
  5. Вопросительные используются в виде специальных вопросительных слов;
  6. Относительные играют роль союзных слов в сложноподчинённом предложении;
  7. Отрицательные указывают на отсутствие предмета или признака;
  8. Неопределенные служат для обозначения неизвестных предметов, признаков, явлений;
  9. Возвратное выражает направленность действия на самого себя;

Интересно, что такой постоянный морфологический признак, как лицо местоимения, среди всех девяти групп присущ только разряду личных местоимений.

Лица местоимений в русском языке имеют три категории для каждой из форм единственного и множественного числа:

Лица местоимений

Таким образом, в речи они, как правило, замещают существительные.

Местоимения 1-го лица

Я – слово, указывающее на самого близкого каждому из нас человека, то есть, на себя. Оно обозначает самого говорящего или совершающего действие:

  • Я ушёл в школу, предупредив бабушку, что вернусь домой сегодня позже обычного.
  • В доме стало жарко и я принял решение пойти прогуляться.

Мы – это я и ещё кто-то. Местоимение «мы» раскрывает определенную связь говорящего с кем-то, занятость общим делом.

  • Например, так описывает зимние забавы ребятишек замечательная детская поэтесса А.Л. Барто: «Мы не ели, мы не пили, бабу снежную лепили».
  • Мы решили, что сегодня я мою посуду.

На примере таблицы посмотрим как склоняется первое лицо местоимений:

Лица местоимений

Важно, что слово «мы» не подразумевает несколько «я».

В данном случае всегда имеется в виду, что я вместе с кем-то ещё. Лиц, которых что-то объединяет со мной, может быть сколь угодно много: «Мы – страна, мы – народ!».

Местоимения 2-го лица

Если есть человек, с которым ведётся диалог или происходит какое-то взаимодействие, то, чтобы обратиться к нему, применяется местоимение «ты»:

  • «Саша, ты объяснишь мне, как делать домашнее задание по математике?», – с такой просьбой обычно обращается к своему другу-однокласснику тот, кто пропустил занятие или не очень хорошо разобрался в новой теме.

При обращении к группе людей используется «вы»:

  • «Ребята, а вы не знаете, где Ольга Ивановна?», – растерянно спросит ученик, который заглянул в кабинет литературы, чтобы поговорить с учителем, но увидел только школьников, сидящих за партами.

Понаблюдаем, как склоняются местоимения второго лица:

Лица местоимений

При этом слово «вы» не обязательно обозначает несколько человек. Оно может относиться и к одному лицу в тех случаях, когда хотят подчеркнуть вежливое, уважительное отношение (тогда «Вы» пишется с заглавной буквы). На «Вы» принято обращаться к коллегам, партнёрам при официальном деловом общении, к малознакомым людям, к тем, кто старше по возрасту, а склонение по падежам аналогично множественному числу.

  • «Вы можете подсказать мне, на каком автобусе доехать до университета?», – именно такое обращение к незнакомому человеку на улице будет наиболее уместно.

Местоимения 3-го лица

Третье лицо всегда указывает на тех, кто не участвует в диалоге или взаимодействии. Поэтому к данным лицам не обращаются напрямую, о них просто упоминают, рассказывают.

  • В этом случае в единственном числе местоимения изменяются по родам – мужской (он сильный), женский (она красивая), средний (оно большое).
  • Во множественном числе различий по родам не существует. «Они шли и весело смеялись», – эта фраза может относиться как к представителям мужского, так и женского пола.

Сведём варианты склонения местоимений третьего лица в виде таблицы:

Лица местоимений

Обратите внимание, что именно 3-му лицу личных местоимений присуще добавление согласной «н» в предложном падеже.

Данное свойство отличает личные местоимения от притяжательных, у которых лишняя буква отсутствует:

  • Личное: У них не было собаки.
  • Притяжательное: У их собаки не было ошейника.

Также особенностью 3-го лица является то, что оно может называть как одушевлённые, так и неодушевлённые предметы (местоимения первого и второго лица – только одушевлённые).

  • «Ёлочный шар был большой и красивый, он сверкал и переливался всеми цветами радуги», – здесь речь идёт о неодушевлённом предмете.
  • «Котёнок съел всё и тщательно облизал свою миску, видно он очень проголодался», – в этом предложении рассказывается о живом существе.

Учимся определять лица местоимений

Существует два способа, как определить лицо у местоимения:

  1. Проанализировать значение грамматической формы в конкретном тексте, речи;
  2. Проверить по таблице падежных форм, которая приведена ниже:

Лица местоимений

Лица местоимений: пройди тест на пять!

Благодаря местоимениям, наша речь становится более лёгкой, изящной и разнообразной. Личные местоимения имеют высокую коммуникативную значимость, составляют, так сказать, основу речевого этикета и задают стиль общения – дружеский или официально-деловой. И прямо сейчас, пройдя тест, ты можешь проверить своё понимание, хорошо ли уложился материал в голове или требуется повторить:

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Влад
Влад
6 месяцев назад

Вроде и легкая тема, но в тесте сделал две ошибки, порядком расстроен, есть над чем поработать. Но в статье все это указано, достаточно внимательно ее изучить и распределено все удобно. Таблицы для сына распечатаю.