В русском языке числительные являются важной и неотъемлемой частью грамматической системы. Они служат для выражения цифр и количественных понятий, а также для обозначения порядка предметов и явлений и классифицируются по различным признакам.
Во-первых, они могут быть количественными (один, два, три, сто, тысяча и т.д.) или порядковыми (первый, второй, третий, сотый и т.д.). Во-вторых — простыми (пять, десять, сто), сложными (семнадцать, семьдесят, семьсот, семнадцатый) или составными (двадцать пять, двести восемьдесят девять, сорок четвертый). Количественный разряд в свою очередь делится на целые, дробные и собирательные.
В виду своего многообразия числительные могут склоняться по падежам, родам и числам. Это означает, что они могут изменять свою форму в зависимости от того, в каком падеже они находятся, какой род у существительного, к которому они относятся, а также сколько предметов они обозначают.
В данной статье мы расскажем, как склонять числительные всех разрядов по падежам, рассмотрев их на примерах, а начнём мы с порядковых числительных как с наиболее простых в освоении.
Оглавление
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные используются в счёте по порядку: первый, второй, третий и т.д.
Они имеют наибольшее сходство с прилагательными, так как отвечают на вопрос «какой?», «который?» и изменяются по падежам, родам и числам, поэтому склоняются по единому принципу.
Простые и сложные числа
Склонение простых и сложных чисел в единственном числе просто в том смысле, что окончание числительного, за редким исключением, совпадает с окончанием задаваемого к нему вопроса (какой — седьмой, какому — двадцатому, какую — сотую). Таблица склонения числительных наглядно продемонстрирует вам несколько примеров:
Падеж | Мужской род | Средний род | Женский род |
Именительный | Стоит (какой?) девятый легион. | Освободилось (какое?) семидесятое место. | Это была (какая?) тысячная ошибка. |
Родительный | За лесом нет (какого?) девятого легиона. | В списке нет (какого?) семидесятого места. | У неё не было (какой?) тысячной ошибки. |
Дательный | Отдать распоряжение (какому?) девятому легиону. | Рад (какому?) семидесятому месту. | Я не рада (какой?) тысячной ошибке. |
Винительный | Вдали вижу (какой?) девятый легион. | Освобожу (какое?) семидесятое место. | Вижу у тебя (какую?) тысячную ошибку. |
Творительный | Восхищаюсь (каким?) девятым легионом. | Поделюсь (каким?) семидесятым местом. | Я не горжусь (какой?) тысячной ошибкой |
Предложный | Рассказал (о каком?) о девятом легионе. | Забуду (о каком?) о семидесятом месте. | Хочу забыть (о какой?) о тысячной ошибке |
Множественное число склонять ещё проще, поскольку исчезает понятие рода и остаётся лишь падеж, таблица ниже прекрасно это демонстрирует:
Падеж | Примеры |
Именительный (какие?) |
|
Родительный (каких?) |
|
Дательный (каким?) |
|
Винительный (какие?) |
|
Творительный (какими?) |
|
Предложный (о каких?) |
|
Составные числа
В составных формах изменяется лишь последнее порядковое числительное. Предыдущие числа выражены количественными неизменяемыми формами, совпадающими с именительным падежом.
Падежи | Примеры | |
Именительный (какой?) | Есть девятьсот .. двадцать.. первый участник. | Есть семьдесят.. пятый акт. |
Родительный (какого?) | Нет девятьсот.. двадцать.. первого участника. | Не хватает семьдесят.. пятого акта. |
Дательный (какому?) | Рад девятьсот.. двадцать.. первому участнику. | Добавить к семьдесят.. пятому акту. |
Винительный (какого? какой? ) | Вижу девятьсот.. двадцать.. первого участника. | Принеси семьдесят.. пятый акт. |
Творительный (каким?) | Горжусь девятьсот.. двадцать.. первым участником. | Любуюсь семьдесят.. пятым актом. |
Предложный (о каком?) | Говорю о девятьсот.. двадцать.. первом участнике. | Забыла о семьдесят.. пятом акте. |
Склонение количественных числительных
Количественные числительные – отличаются вопросом «сколько?» и представляют собой некое число:
один
,три
,пять
и др.
Начнём изучение склонений с целых чисел как с наиболее проблемных во всём их многообразии.
Склонение целых числительных
Сперва стоит упомянуть, что в теме деления количественных числительных на простые и сложные до сих пор не существует единого мнения по поводу таких чисел как одиннадцать, двенадцать … двадцать и тридцать, поэтому далее мы будем придерживаться версии, основанной на исконно русских корнях возникновения данных форм числительных.
Начнём с определения места морфемы дцать. Поскольку многие древние источники сходятся во мнении, что это краткая форма от десять, то на примере слова один — на — дцать мы можем видеть его расшифровку как один на десяти (один сверху десяти), что и даёт искомое одиннадцать. Таким образом мы видим два корня в слове и логически соотносим его к сложным количественным числительным. То же самое нам проиллюстрируют числа от двенадцати до девятнадцати.
Аналогично и с оставшимися числительными два—дцать и три—дцать, что дословно означает два десятка и три десятка соответственно. Т.е. снова видим два корня, а значит перед нами снова сложные количественные числительные.
Разобравшись со спорными моментами, теперь мы можем приступать непосредственно к правилам склонения целых числительных. В первую очередь хотим обозначить то, что вне зависимости от структуры все они изменяются по падежам, однако не всем свойственна категория рода и числа.
Простые числительные
Напомним, что простыми называются числительные, которые состоят из одного слова с одним корнем: три, пять, девять, сорок, сто. Склонение числительных от 1 до 10, а также 40 и 100 происходит по особым правилам, среди которых есть исключения.
Слово «один» изменяется не только по падежам, но также по родам и числам. Оно склоняется как прилагательное в единственном и множественном числе, и связано с существительным:
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
Женский род | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Есть книга (какая?) одна . | Есть урок (какой?) один... | Есть дерево (какое?) одно. | Есть ботинки (какие?) одни. |
Родительный | Нет книги (какой?) одной. | Нет урока (какого?) одного. | Нет дерева (какого?) одного. | Нет ботинок (каких?) одних. |
Дательный | Рад книге (какой?) одной. | Рад уроку (какому?) одному. | Рад дереву (какому?) одному. | Рад ботинкам (каким?) одним. |
Винительный | Вижу книгу (какую?) одну. | Вижу урок (какой?) один... | Вижу дерево (какое?) одно. | Вижу ботинки (какие?) одни. |
Творительный | Любуюсь книгой (какой?) одной. | Любуюсь уроком (каким?) одним. | Любуюсь деревом (каким?) одним. | Любуюсь ботинками (какими?) одними. |
Предложный | Думаю о книге (какой?) одной. | Думаю об уроке (каком?) одном. | Думаю о дереве (каком?) одном. | Думаю о ботинках (каких?) одних. |
Слово «два» изменяется по падежам и родам, по числам склонение отсутствует. При этом средний и мужской род изменяются одинаково, а женский отличается именительной и винительной формой.
Важно также помнить, что винительный падеж зависит от одушевлённости и неодушевлённости объекта. Таким образом в первом случае падежное окончание будет аналогично родительному падежу, а во втором — именительному.
Падежи | Женский род | Мужской род |
Именительный (сколько?) | В комнату вошли две подруги. | На этой улице стоят два дома. |
Родительный (скольких?) | На вечеринке нет моих двух подруг. | Двух домов не хватает в списке. |
Дательный (скольким?) | Надо позвонить двум подругам. | Двум домам не включили отопление. |
Винительный (сколько?) | Вижу вдалеке двух подруг. (одушевлённое) | Нам осталось пройти два дома. (неодушевлённое) |
Творительный (сколькими?) | Я восхищаюсь только двумя подругами. | Надо было свернуть за двумя домами. |
Предложный О скольких? | Я рассказал о двух подругах. | Я забыл об этих двух домах. |
Остальные простые числительные изменяются лишь по падежам. Но поскольку в падёжных окончаниях есть различия, то давайте на примере следующей таблицы пройдемся по склонениям числительных три и четыре.
Падежи | Пример числа «три» | Пример числа «четыре» |
Именительный (сколько?) | У меня есть три карандаша. | В сочинении было четыре ошибки. |
Родительный (скольких?) | Он увидел трёх человек. | Здесь не хватает четырёх деталей. |
Дательный (скольким?) | Ребята подошли к трём березам. | Он поклонился четырём сторонам света. |
Винительный (сколько?) |
|
|
Творительный (сколькими?) | Бабушка жила с тремя кошками. | Я горжусь своими четырьмя сыновьями. |
Предложный (о скольких?) | Она рассказала о трёх сестрах. | Тут говорится о четырёх подвигах. |
В отличие от предыдущих, числительные в ряду от 5 до 10 (заканчивающиеся на мягкий знак), изменяются по принципу существительных женского рода 3-го склонения (мышь, степь и т.д.). В родительном, дательном и предложном падежах пишется буква «и» в окончаниях количественных числительных.
Падежи | Пример «пять» | Пример «семь» |
Именительный (сколько?) | На эту работу у тебя есть пять.. дней. | У дедушки живут семь.. собак. |
Родительный (скольких?) | У нас нет этих пяти дней | Для номера не хватает семи собак. |
Дательный (скольким?) | Рад пяти дням, проведённым вместе. | Семи собакам привезли специализированный корм. |
Винительный (сколько?) | Я даю тебе пять.. дней. | Я приведу семь.. собак. |
Творительный (сколькими?) | Восхищаюсь пятью днями, проведёнными на турнире. | Мы гордимся семью собаками из нашего питомника. |
Предложный (о скольких?) | Я рассказал о пяти днях в горах | Дедушка говорил о семи собаках, напугавших его. |
Формы «сорок» и «сто» имеют два варианта склонения:
- В именительном и винительном падеже остаются неизменными:
В конкурсе участвовали (сколько?) сорок женщин и сто мужчин.
- В родительном, дательном, творительном и предложном пишутся с окончаниями «а»:
Маленький мальчик оплатил на кассе (сколькими?) ста рублями и был рад (скольким?) сорока конфетам.
Сложные числительные
Сложными называют числительные, состоящие из двух корней (от одинадцати до девятнадцати, а также десятки: двадцать, тридцать, пятьдесят, семьдесят и т.д. и сотни: двести, триста и другие.
Склонение сложных числительных также имеет особенности и их можно разделить на три группы:
- Числительные от 11 до 20 и 30. Для понимания прибегнем к морфемному разбору. Возьмём число «семнадцать.., где «сем» и «дцать» — это корни, а «на» — приставка. Склонение этого числового ряда происходит по принципу изменения окончания второго корня, чем отличается от следующих чисел. Так лексема в именительном и винительном падеже будет с нулевым окончанием «семнадцать..«, а родительный, дательный и предложный с морфемой «и» — «семнадцати» , творительный — с «ю»: «семнадцатью«.
- Слова, обозначающие десятки и оканчивающиеся на «-десят» (от 50 до 80); Также разберём лексему 50 в родительном падеже — «пятидесяти«. Особенностью склонения подобных чисел является то, что изменению подлежат окончания обоих корней в слове.
- Числовой ряд, обозначающий сотни и оканчивающиеся на «-сот», «-сти», «-ста» (от 200 до 900). Разберём 200 в дательном падеже: «двумстам«. Как и во второй группе, изменения происходят в окончаниях двух корней.
Падежи | 12 | 50 | 200 |
Именительный (сколько?) | У нас есть двенадцать.. месяцев на проект. | Пятьдесят.. мужчин вызвались помочь детскому дому. | У нас есть двести деревьев для посадки. |
Родительный (скольких?) | Мне не хватило двенадцати месяцев. | У нас нет пятидесяти мужчин, готовых приступить к работе. | Не хватило двухсот.. деревьев, чтобы перекрыть всю территорию. |
Дательный (скольким?) | Он был рад двенадцати месяцам путешествий. | Я помог пятидесяти мужчинам, которые ко мне обратились. | Двумстам деревьям не хватило тепла. |
Винительный (сколько?) | Я буду ждать тебя двенадцать.. месяцев. | Прораб обещал привести пятьдесят.. мужчин | Я привезу двести деревьев. |
Творительный (сколькими?) | Я доволен двенадцатью месяцами интенсивных тренировок. | Ему нужно руководить пятьюдесятью мужчинами. | Мы восхищаемся двумястами деревьями, посаженными в том году. |
Предложный (о скольких?) | Папа поведал нам о двенадцати месяцах исследовательской работы. | Нам рассказали о пятидесяти мужчинах, покоривших эту высокую гору. | Я забыл о двухстах деревьях, которые нужно было обработать. |
Обратите внимание, изменение морфем в слове «двести» полностью совпадает с окончаниями простых количественных числительных «два» и «сто». Таким образом мы можем получить ответ на вопрос — почему в дательном падеже правильно «двумстам», а не «двухстам»? Потому что «два» в дательном падеже будет «двум».
Существуют особые правила склонения числительного 90. Аналогично формам 40 и 100, девяносто обладает лишь двумя падёжными формами:
- Им. и Вин. падежи.
Сегодня ему исполнилось девяносто лет.
- Все остальные падежи.
Преподаватель рассказывал о своих девяноста учениках.
У слова «девяноста» окончание «а».
Составные числительные
Склонение составных числительных (которые состоят из нескольких слов) количественного разряда происходит с изменением каждого слова.
Падежи | Примеры |
Именительный | Там ровно (сколько?) триста восемьдесят .. шесть.. монет. |
Родительный | На покупку велосипеда не хватало (скольких?) двухсот.. восьмидесяти пяти рублей. |
Дательный | Високосный год равен (скольким?) тремстам шестидесяти шести дням. |
Винительный | В книге было (сколько?) четыреста восемьдесят.. три страницы. |
Творительный | Ткань расшита (сколькими?) тремястами восемьюдесятью девятью бусинами. |
Предложный | Речь шла о (о скольких?) пятистах семидесяти семи долларах. |
Склонение дробных числительных
Чтобы понять, как склонять дробные числительные, нужно вспомнить запись математической дроби, например: 7/8 – семь восьмых.
В простых дробных числительных склонению подвергаются обе части. Числитель склоняется по правилам количественных числительных, а знаменатель – по правилам порядковых числительных.
Падежи | Пример | |
Именительный (сколько?) | Нужна одна вторая чайной ложки соли. | Налейте две пятых стакана сиропа. |
Родительный (скольких?) | У нас нет и одной второй части этой суммы. | Не хватило двух пятых частей раствора. |
Дательный (скольким?) | К одной второй прибавьте две третьих. | Долейте к двум пятым еще одну пятую часть. |
Винительный (сколько?) | Возьмите одну вторую часть смеси. | Отмерьте две пятых данного отрезка. |
Творительный (сколькими?) | Он владеет одной второй частью дома. | Он остался с двумя пятыми всего имущества. |
Предложный (о скольких?) | В рецепте сказано об одной второй стакана. | Растворите соду в двух пятых стакана воды. |
Склонение сложных и составных дробных числительных также осуществляется по принципам изложенным выше, с оглядкой на соответствующие правила склонения сложных и составных количественных, а также сложных и составных порядковых числительных.
Возьмём для примера дробь 60/115. Шестьдесят склоняется по правилам сложных количественных, сто — как простые количественные, пятнадцать — как сложные порядковые.
Падежи | Пример | |
Именительный (сколько?) | Шестьдесят.. сто пятнадцатых | Двести восемьсот.. двенадцатых |
Родительный (скольких?) | Шестидесяти ста пятнадцатых | Двухсот.. восьмисот.. двенадцатых |
Дательный (скольким?) | Шестидесяти ста пятнадцатым | Двумстам восьмистам двенадцатым |
Винительный (сколько?) | Шестьдесят.. сто пятнадцатых | Двести восемьсот.. двенадцатых |
Творительный (сколькими?) | Шестьюдесятью ста пятнадцатыми | Двумястами восемьюстами двенадцатыми |
Предложный (о скольких?) | О шестидесяти ста пятнадцатых | О двухстах восьмистах двенадцати |
Рассмотрим ещё более сложный пример. Например, дробь 362/9115, которая читается как триста шестьдесят две девять тысяч сто пятнадцатых. Поскольку в знаменателе находится составное порядковое числительное 9115, то изменяется лишь его последняя цифра 5. В количественном составном числительном 362, как было сказано выше, изменяются все части. Например:
- Родительный падеж:
Не достает лишь (скольких?) трёхсот шестидесяти двух (каких?) девять тысяч сто пятнадцатых.
- Творительный падеж:
Он не может разобраться (со сколькими?) с тремястами шестьюдесятью двумя (какими?) девять тысяч сто пятнадцатыми.
Слова «полтора» («полторы») и «полтораста» употребляются в двух падежных формах: Именительный и Винительный падеж: Полтораста паломников пришли к монастырю. Мама купила полтора литра молока. Все остальные: В полутораста метрах от нашего дома находилось небольшое озеро. Швее не хватило полутора метров ткани.
Особенности склонения собирательных числительных
Собирательное числительное представляет некоторое количество предметов одним словом. Их всего лишь десять. Это числовой ряд с «двое» по «десятеро» и слово «оба» («обе»).
Склонение собирательных имён числительных происходит по такому же принципу, как изменения прилагательных в форме множественного числа.
- Такие числительные, как правило, используются только с существительными мужского рода, с существительными женского рода они не используются (неправильно «трое девочек», правильно «три девочки»).
- В конструкциях с собирательными числительными допускается использование количественных.
Падежи | Примеры |
Именительный | Их было (сколько?) трое. |
Родительный | Я встретил (скольких?) троих (трёх) друзей. |
Дательный | Приз достанется (скольким?) троим (трём) победителям. |
Винительный | Наша собака родила (сколько?) троих (трёх) щенят. |
Творительный | Они гордились (сколькими?) троими (трёмя) детьми. |
Предложный | Роман о (скольких?) троих (трёх) братьях. |
Слово «оба» употребляется с существительными в форме мужского и среднего рода, а «обе» – с существительными женского рода.
Падежи | Примеры | |
Мужской род | Женский род | |
Именительный (сколько?) | Хороши оба метода. | Прекрасны обе розы. |
Родительный (скольких?) | Я отказался от обоих подарков. | Нас окружили с обеих сторон. |
Дательный (скольким?) | Я верю обоим братьям. | Это нужно вам обеим. |
Винительный (сколько?) | Как им. и род. падежи | Как им. и род. падежи |
Творительный (сколькими?) | Воспользуемся обоими вариантами. | Возьмитесь за обруч обеими руками. |
Предложный (о скольких?) | Позаботься о них обоих. | Надо поразмыслить об обеих проблемах. |
Тестовая проверка полученных знаний
Склонение имён числительных является важной частью русской грамматики, так как помогает точно и ясно выразить количество или порядок предметов. На начальном этапе изучения возникают определённые трудности в освоении особенностей склонения числительных. Важно понять основной принцип образования форм этой части речи, и тогда все сложности останутся позади. Проверить же то, как хорошо вы усвоили полученные знания, можно с помощью нашего онлайн-теста: