Всё необычное, странное, выходящее за рамки привычного, всегда привлекало, и будет привлекать человека. Именно на подобном эффекте построен приём гротеска, который широко используется не только в литературе, но и в других видах искусства: живописи, музыке, театре и кино.
Оглавление
Гротеск: определение, история, особенности
Нелепица, несуразица, чертовщина – все эти определения подходят для характеристики гротеска. Во французском языке, откуда пришёл к нам этот термин, слово grotesque означает «причудливый, абсурдный».
Гротеском в литературе называется художественный приём, с помощью которого описывается что-то фантастическое, абсурдное, невозможное для реально существующего мира.
При этом, основная функция гротеска заключается в том, чтобы показать, что что-то не так именно с нашим реальным миром. С помощью данного инструмента автор стремится обратить внимание читателя на нечто важное, помочь ему вникнуть в глубокий смысл, скрывающийся за нелепой или комичной оболочкой.
В качестве литературного приёма, гротеск стал особенно популярен в эпоху романтизма. Хотя можно найти и множество более ранних примеров обращения к нему в искусстве:
- прихотливые фантазии античных фресок, где тела людей и животных часто вплетаются в растительный орнамент;
- фантастика кошмарных снов на полотнах загадочного голландского художника ХV века И. Босха;
- реально не существующие страны и их жители в сатирическом фэнтези-романе известного английского писателя начала ХVIII века Д. Свифта «Путешествие Гулливера».
Как и другие литературные приёмы, гротеск обладает определёнными особенностями:
- прямая и тесная взаимосвязь с сатирой, пародией, высмеиванием (зло в оболочке смеха);
- соединение взаимоисключающих друг друга явлений, не имеющих общих признаков (комичного и трагического, возвышенного и низменного);
- присутствие элементов фантастики и вымысла, сказочных нереальных образов.
Пожалуй, самыми известными, классическими образцами мастерского использования особенностей гротеска в отечественной литературе являются повесть Н.В. Гоголя «Нос» и сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Разновидности гротеска
В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска:
- Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. Этот вид гротеска выступает как защита от общественной несправедливости, жизненных тягот и невзгод, которые становятся не такими уж страшными, если подвергнуть их осмеянию. Например, как смешные страшилища в романе «
Гаргантюа и Пантагрюэль
» представителя эпохи Северного Возрождения француза Ф. Рабле. - Романтический, отражающий душевный разлад человека, противоречие между личностью и обществом. Подобное происходит в «безумной сказке» (как называл своё произведение сам автор) «
Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер
» немецкого писателя-сказочника Э.Т.А. Гофмана. - Реалистический, когда автор вводит нечто сказочное, фантастическое или мистическое в реальный мир. Этот вид гротеска наглядно представлен в произведениях русского писателя М.А. Булгакова, где «пришельцы» из нереального мира, фантастические персонажи помогают вскрыть противоречия и пороки общества.
Таким образом, данный приём можно считать универсальным, применимым в литературных произведениях совершенно разного стиля.
Гротеск и гипербола: схожесть и отличие
Приёмы гротеска и гиперболы схожи в том, что оба они исходят из принципа преувеличения. Но, тем не менее, между ними есть и важные отличия:
- Гипербола определяется как чрезмерное, нарочитое преувеличение каких-либо качеств, свойств, процессов. Эта фигура речи служит прежде всего для усиления эмоциональной оценки, поэтому её часто используют не только в литературном творчестве, но и в повседневном общении, когда хотят произвести впечатление на собеседника. Широко употребимые гиперболы:
море слёз
,куча денег
,100 лет не виделись
. - Гротеск всегда строится на контрасте, доведении до абсурда, столкновении противоположностей. Гротеск не выразишь в нескольких словах, здесь необходимо построение и раскрытие более сложного образа. Примером гротеска могут служить эпизоды или целые произведения:
встреча Мастера с Маргаритой
,бал Воланда
из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Обычно для усиления художественного эффекта литераторы используют в своих произведениях параллельно оба приёма.
Примеры из отечественной и зарубежной литературы
В сокровищнице мировой литературы, начиная от комедий античного поэта Аристофана до наших дней, существует немало примеров различных вариантов использования гротеска для усиления художественной выразительности произведения:
- Странные и страшные видения, посещающие литературных героев во сне, которые становятся предтечей драматических событий в их жизни. Подобный путь применения гротеска характерен для великих классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского (у Федора Михайловича странные сны видят герои практически всех его известных романов, таких как «
Преступление и наказание
», «Идиот
», «Братья Карамазовы
» и др.). - Трансформация личности героя, как это происходит в сатирической сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «
Дикий помещик
» или в новелле яркого представителя европейского модернизма Ф. Кафки «Превращение
». - Вновь ожившие умершие, которые возвращаются в реальный мир. Подобные ситуации читатель встречает в романах английской писательницы ХIХ века М. Шелли «
Франкенштейн
», известного колумбийского прозаика ХХ века Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества
». - Обострение трагикомичности ситуации, что лежит в основе сюжета комедии Н.В. Гоголя «
Ревизор
». - Вмешательство человека в законы природы, грозящее непредсказуемыми последствиями. Прекрасно иллюстрируют подобный вариант гротеска романы «
Роковые яйца
», «Собачье сердце
» уже упоминавшегося выше писателя М.А. Булгакова.
Безусловно, это лишь отдельные примеры применения возможностей гротеска в литературе. Хотя все они относятся к прозаическим произведениям, в поэзии гротеск также играет значимую роль. Образцом в этом плане может служить сатирическое стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся
» (заседающие половинки людей, которые буквально разрываются между совещаниями и заседаниями, герой стихотворения принимает за происки дьявола). Своё «второе рождение» в советской поэзии гротеск пережил в творчестве поэтов-бардов 60-70 годов прошлого века: В.С. Высоцкого, А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы.
Итак, гротеск, в каком бы виде он не использовался, всегда нацелен на то, чтобы привлечь внимание, разбудить воображение читателя. Многогранный и неистощимый, он всегда будет оставаться востребованным в искусстве для художественного, образного выражения реальных проблем, волнующих человека и общество.
Судя по тому, что мы слышим по ТВ или читаем в интернете, реалистический гротеск отлично освоили и взяли на вооружение многие журналисты. И, увы, применяют его не в художественной литературе.