Гротеск, как художественный приём

Всё необычное, странное, выходящее за рамки привычного, всегда привлекало, и будет привлекать человека. Именно на подобном эффекте построен приём гротеска, который широко используется не только в литературе, но и в других видах искусства: живописи, музыке, театре и кино.

Гротеск: определение, история, особенности

Нелепица, несуразица, чертовщина – все эти определения подходят для характеристики гротеска. Во французском языке, откуда пришёл к нам этот термин, слово grotesque означает «причудливый, абсурдный».

Гротеском в литературе называется художественный приём, с помощью которого описывается что-то фантастическое, абсурдное, невозможное для реально существующего мира.

При этом, основная функция гротеска заключается в том, чтобы показать, что что-то не так именно с нашим реальным миром. С помощью данного инструмента автор стремится обратить внимание читателя на нечто важное, помочь ему вникнуть в глубокий смысл, скрывающийся за нелепой или комичной оболочкой.

В качестве литературного приёма, гротеск стал особенно популярен в эпоху романтизма. Хотя можно найти и множество более ранних примеров обращения к нему в искусстве:

  • прихотливые фантазии античных фресок, где тела людей и животных часто вплетаются в растительный орнамент;
  • фантастика кошмарных снов на полотнах загадочного голландского художника ХV века И. Босха;
  • реально не существующие страны и их жители в сатирическом фэнтези-романе известного английского писателя начала ХVIII века Д. Свифта «Путешествие Гулливера».

Как и другие литературные приёмы, гротеск обладает определёнными особенностями:

  • прямая и тесная взаимосвязь с сатирой, пародией, высмеиванием (зло в оболочке смеха);
  • соединение взаимоисключающих друг друга явлений, не имеющих общих признаков (комичного и трагического, возвышенного и низменного);
  • присутствие элементов фантастики и вымысла, сказочных нереальных образов.

Пожалуй, самыми известными, классическими образцами мастерского использования особенностей гротеска в отечественной литературе являются повесть Н.В. Гоголя «Нос» и сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Разновидности гротеска

В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска:

  • Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. Этот вид гротеска выступает как защита от общественной несправедливости, жизненных тягот и невзгод, которые становятся не такими уж страшными, если подвергнуть их осмеянию. Например, как смешные страшилища в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» представителя эпохи Северного Возрождения француза Ф. Рабле.
  • Романтический, отражающий душевный разлад человека, противоречие между личностью и обществом. Подобное происходит в «безумной сказке» (как называл своё произведение сам автор) «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер» немецкого писателя-сказочника Э.Т.А. Гофмана.
  • Реалистический, когда автор вводит нечто сказочное, фантастическое или мистическое в реальный мир. Этот вид гротеска наглядно представлен в произведениях русского писателя М.А. Булгакова, где «пришельцы» из нереального мира, фантастические персонажи помогают вскрыть противоречия и пороки общества.

Таким образом, данный приём можно считать универсальным, применимым в литературных произведениях совершенно разного стиля.

Гротеск и гипербола: схожесть и отличие

Приёмы гротеска и гиперболы схожи в том, что оба они исходят из принципа преувеличения. Но, тем не менее, между ними есть и важные отличия:

  • Гипербола определяется как чрезмерное, нарочитое преувеличение каких-либо качеств, свойств, процессов. Эта фигура речи служит прежде всего для усиления эмоциональной оценки, поэтому её часто используют не только в литературном творчестве, но и в повседневном общении, когда хотят произвести впечатление на собеседника. Широко употребимые гиперболы: море слёз, куча денег, 100 лет не виделись.
  • Гротеск всегда строится на контрасте, доведении до абсурда, столкновении противоположностей. Гротеск не выразишь в нескольких словах, здесь необходимо построение и раскрытие более сложного образа. Примером гротеска могут служить эпизоды или целые произведения: встреча Мастера с Маргаритой, бал Воланда из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Обычно для усиления художественного эффекта литераторы используют в своих произведениях параллельно оба приёма.

Примеры из отечественной и зарубежной литературы

В сокровищнице мировой литературы, начиная от комедий античного поэта Аристофана до наших дней, существует немало примеров различных вариантов использования гротеска для усиления художественной выразительности произведения:

  • Странные и страшные видения, посещающие литературных героев во сне, которые становятся предтечей драматических событий в их жизни. Подобный путь применения гротеска характерен для великих классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского (у Федора Михайловича странные сны видят герои практически всех его известных романов, таких как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.).
  • Трансформация личности героя, как это происходит в сатирической сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» или в новелле яркого представителя европейского модернизма Ф. Кафки «Превращение».
  • Вновь ожившие умершие, которые возвращаются в реальный мир. Подобные ситуации читатель встречает в романах английской писательницы ХIХ века М. Шелли «Франкенштейн», известного колумбийского прозаика ХХ века Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
  • Обострение трагикомичности ситуации, что лежит в основе сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
  • Вмешательство человека в законы природы, грозящее непредсказуемыми последствиями. Прекрасно иллюстрируют подобный вариант гротеска романы «Роковые яйца», «Собачье сердце» уже упоминавшегося выше писателя М.А. Булгакова.

Безусловно, это лишь отдельные примеры применения возможностей гротеска в литературе. Хотя все они относятся к прозаическим произведениям, в поэзии гротеск также играет значимую роль. Образцом в этом плане может служить сатирическое стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (заседающие половинки людей, которые буквально разрываются между совещаниями и заседаниями, герой стихотворения принимает за происки дьявола). Своё «второе рождение» в советской поэзии гротеск пережил в творчестве поэтов-бардов 60-70 годов прошлого века: В.С. Высоцкого, А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы.

Итак, гротеск, в каком бы виде он не использовался, всегда нацелен на то, чтобы привлечь внимание, разбудить воображение читателя. Многогранный и неистощимый, он всегда будет оставаться востребованным в искусстве для художественного, образного выражения реальных проблем, волнующих человека и общество.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анна
Анна
5 месяцев назад

Судя по тому, что мы слышим по ТВ или читаем в интернете, реалистический гротеск отлично освоили и взяли на вооружение многие журналисты. И, увы, применяют его не в художественной литературе.