Лексический повтор, как средство выразительности

Неоднократное повторение какого-либо слова или нескольких слов в тексте, на первый взгляд, скорее всего, ассоциируется с ошибкой (или сбоем в работе текстового редактора – для электронного текста). Но повтор может быть и специальным литературным стилистическим приёмом, сознательно используемым авторами художественных произведений.

Что такое лексический повтор

Повтор можно встретить и в народном фольклоре, и в произведениях всемирно известных писателей-классиков, которые прибегали к данному стилистическому приёму достаточно часто.

Лексический повтор представляет собой сознательное повторение одинаковых элементов текста (слов или целых словесных конструкций) для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Например, в своём прекрасном лирическом стихотворении «Тучи», М.Ю. Лермонтов, в том числе за счёт подражания человеческим эмоциям, использует многочисленные повторения.

«Чужды вам страсти и чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания» …

Функции лексического повтора

Данный литературный приём служит своеобразным ключом, который открывает сразу несколько возможностей:

  • привлечь внимание к определённым моментам повествования;
  • точнее выразить и сделать более понятным смысл текста;
  • сделать текст более связанным, придать ему целостность;
  • добиться повышения выразительности за счёт усиления выраженности качества, степени или ещё какого-либо признака.

К тому же, на фоне повторения заметнее становятся остальные смысловые элементы, присутствующие в тексте художественного произведения.

Цели лексического повтора

Основная цель авторов, прибегающих к такому приёму речи – использовать лексический повтор, как средство выразительности, которое помогает найти живой отклик в душе читателя.

Вспомните, например, военное стихотворение советского поэта К.М. Симонова «Жди меня», которое имело ошеломляющую популярность среди фронтовиков: его переписывали от руки и хранили в карманах гимнастерок рядом с фотографиями любимых, шептали как молитву перед боем. Хотя построено оно, казалось бы, на незамысловатом повторе:

«Жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди…».

Виды повтора

Следует отметить, что лексический повтор подразумевает именно повторение слов. Кроме того, существуют и другие виды повтора:

  • Повторяться могут отдельные буквы (гласные или согласные). Такой повтор называется фонетическим. Например, повторяя букву «ш», К.Д. Бальмонт буквально заставляет читателя услышать шуршание камышей: «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». Повторение согласных звуков в литературе называется «аллитерация«, а гласных — «ассонанс«.
  • Если повторяются морфемы и части слова, то это морфемный повтор. Так, его использовал М.В. Ломоносов в своей оде к императрице Елизавете ещё в 1747 году: «Царей и царств земных отрада…».

В рамках лексического повтора также существуют свои отдельные разновидности: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис.

Анафора, как разновидность лексического повтора

Анафорой называется такой вид лексического повтора, когда началом каждой поэтической строки (в прозе – предложения, абзаца) служат одни и те же слова.

Эту конструкцию речи используют, чтобы усилить эмоциональный фон и выразительность, подчеркнуть главную мысль.

«Не для меня придёт весна, не для меня Дон разольётся…», – слова из старинной народной казачьей песни, где одна и та же фраза повторяется в начале каждого куплета или даже строки. Любимая многими, песня способна вызвать слёзы на глазах даже самых суровых и неэмоциональных мужчин.

Лексический повтор в виде эпифоры

Эпифора, напротив, подразумевает наличие повторений в конце поэтической строки или предложения.

Подобный приём служит для расставления акцентов, обозначения основного смысла, делает речь более убедительной. Сегодня возможности эпифоры часто используют в рекламных текстах.

«Не просто чисто, а безупречно чисто», – здесь, например, приём эпифоры применяется для убеждения покупателя в качестве стирального порошка.

Сложный стилистический приём – симплока

Симплока представляет собой сочетание анафоры и эпифоры, поэтому является более сложным литературным приёмом.

Он придает речи или тексту дополнительную эмоциональную окраску и убедительность, позволяет автору направить внимание читателя в нужную сторону.

  • «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла», – пример симплоки из русской народной песни, известной практически всем с детства.
  • «В мире море есть и лавины есть. В мире боги есть и богини есть», – симплока из пьесы «Федра» М.И. Цветаевой.

Анадиплосис в лексическом повторе

Цепочку связанных между собой по смыслу фрагментов текста позволяет создать анадиплосис. Суть этого стилистического приёма состоит в повторении заключительной части фрагмента текста (фразы) в начале последующего.

Анадиплосис привлекает внимание к нужному образу или слову, поэтому широко используется не только в художественной, но и в философской литературе, ораторском искусстве.

Этот приём известен людям с глубокой древности, его примеры можно встретить в фольклоре, религиозных текстах: «Откуда придёт помощь моя... Помощь моя от Господа».

Лексический повтор в виде ошибки

Увы, не всегда повторение слов украшает и обогащает нашу речь. Если повтор не выполняет ни одну из перечисленных выше функций, то он превращается в тавтологию и свидетельствует о бедности словарного запаса, неумении разнообразить свою речь, подобрать слова-синонимы

Например, в подобной фразе неоднократное повторение будет явно излишним: «Добрый человек – это тот, кто совершает добрые дела, по-доброму относится и к людям, и к животным».

Таким образом, чтобы эффективно использовать лексический повтор, необходимо достаточно развитое чувство языка, понимание лексической сочетаемости слов, а не только их значения. Но зато при уместном и правильном применении, данный литературный приём делает устную и письменную речь живой, убедительной и эмоционально выразительной.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии