Неоднократное повторение какого-либо слова или нескольких слов в тексте, на первый взгляд, скорее всего, ассоциируется с ошибкой (или сбоем в работе текстового редактора – для электронного текста). Но повтор может быть и специальным литературным стилистическим приёмом, сознательно используемым авторами художественных произведений.
Что такое лексический повтор
Повтор можно встретить и в народном фольклоре, и в произведениях всемирно известных писателей-классиков, которые прибегали к данному стилистическому приёму достаточно часто.
Лексический повтор представляет собой сознательное повторение одинаковых элементов текста (слов или целых словесных конструкций) для усиления эмоционального воздействия на читателя.
Например, в своём прекрасном лирическом стихотворении «Тучи», М.Ю. Лермонтов, в том числе за счёт подражания человеческим эмоциям, использует многочисленные повторения.
«Чужды вам страсти и чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания» …
Функции лексического повтора
Данный литературный приём служит своеобразным ключом, который открывает сразу несколько возможностей:
- привлечь внимание к определённым моментам повествования;
- точнее выразить и сделать более понятным смысл текста;
- сделать текст более связанным, придать ему целостность;
- добиться повышения выразительности за счёт усиления выраженности качества, степени или ещё какого-либо признака.
К тому же, на фоне повторения заметнее становятся остальные смысловые элементы, присутствующие в тексте художественного произведения.
Цели лексического повтора
Основная цель авторов, прибегающих к такому приёму речи – использовать лексический повтор, как средство выразительности, которое помогает найти живой отклик в душе читателя.
Вспомните, например, военное стихотворение советского поэта К.М. Симонова «Жди меня», которое имело ошеломляющую популярность среди фронтовиков: его переписывали от руки и хранили в карманах гимнастерок рядом с фотографиями любимых, шептали как молитву перед боем. Хотя построено оно, казалось бы, на незамысловатом повторе:
«Жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди…».
Виды повтора
Следует отметить, что лексический повтор подразумевает именно повторение слов. Кроме того, существуют и другие виды повтора:
- Повторяться могут отдельные буквы (гласные или согласные). Такой повтор называется фонетическим. Например, повторяя букву «ш», К.Д. Бальмонт буквально заставляет читателя услышать шуршание камышей: «
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши
». Повторение согласных звуков в литературе называется «аллитерация«, а гласных — «ассонанс«. - Если повторяются морфемы и части слова, то это морфемный повтор. Так, его использовал М.В. Ломоносов в своей оде к императрице Елизавете ещё в 1747 году: «
Царей и царств земных отрада…
».
В рамках лексического повтора также существуют свои отдельные разновидности: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис.
Анафора, как разновидность лексического повтора
Анафорой называется такой вид лексического повтора, когда началом каждой поэтической строки (в прозе – предложения, абзаца) служат одни и те же слова.
Эту конструкцию речи используют, чтобы усилить эмоциональный фон и выразительность, подчеркнуть главную мысль.
«Не для меня придёт весна, не для меня Дон разольётся…
», – слова из старинной народной казачьей песни, где одна и та же фраза повторяется в начале каждого куплета или даже строки. Любимая многими, песня способна вызвать слёзы на глазах даже самых суровых и неэмоциональных мужчин.
Лексический повтор в виде эпифоры
Эпифора, напротив, подразумевает наличие повторений в конце поэтической строки или предложения.
Подобный приём служит для расставления акцентов, обозначения основного смысла, делает речь более убедительной. Сегодня возможности эпифоры часто используют в рекламных текстах.
«Не просто чисто, а безупречно чисто
», – здесь, например, приём эпифоры применяется для убеждения покупателя в качестве стирального порошка.
Сложный стилистический приём – симплока
Симплока представляет собой сочетание анафоры и эпифоры, поэтому является более сложным литературным приёмом.
Он придает речи или тексту дополнительную эмоциональную окраску и убедительность, позволяет автору направить внимание читателя в нужную сторону.
- «
Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла
», – пример симплоки из русской народной песни, известной практически всем с детства. - «
В мире море есть и лавины есть. В мире боги есть и богини есть
», – симплока из пьесы «Федра» М.И. Цветаевой.
Анадиплосис в лексическом повторе
Цепочку связанных между собой по смыслу фрагментов текста позволяет создать анадиплосис. Суть этого стилистического приёма состоит в повторении заключительной части фрагмента текста (фразы) в начале последующего.
Анадиплосис привлекает внимание к нужному образу или слову, поэтому широко используется не только в художественной, но и в философской литературе, ораторском искусстве.
Этот приём известен людям с глубокой древности, его примеры можно встретить в фольклоре, религиозных текстах: «Откуда придёт помощь моя... Помощь моя от Господа
».
Лексический повтор в виде ошибки
Увы, не всегда повторение слов украшает и обогащает нашу речь. Если повтор не выполняет ни одну из перечисленных выше функций, то он превращается в тавтологию и свидетельствует о бедности словарного запаса, неумении разнообразить свою речь, подобрать слова-синонимы
Например, в подобной фразе неоднократное повторение будет явно излишним: «Добрый человек – это тот, кто совершает добрые дела, по-доброму относится и к людям, и к животным
».
Таким образом, чтобы эффективно использовать лексический повтор, необходимо достаточно развитое чувство языка, понимание лексической сочетаемости слов, а не только их значения. Но зато при уместном и правильном применении, данный литературный приём делает устную и письменную речь живой, убедительной и эмоционально выразительной.