Знакомясь с миром поэзии, многие наверняка задумывались о том, почему именно стихи оказывают такое сильное эмоциональное воздействие на человека. Действительно, поэзия обладает поистине волшебной силой. Стихотворные строчки как будто входят в резонанс с душевными переживаниями читателя: поддерживают в минуты печали, окрыляют и придают силы, помогают увидеть прекрасное в привычном и обыденном. Это становится возможным благодаря главным атрибутам поэтического творчества – ритму и рифме.
Ритм в стихотворных строках
В наиболее общем плане ритм определяется, как повторение одинаковых элементов через равные промежутки времени. О том, что Вселенная и сам человек, как её неотъемлемая часть, существуют по законам ритма, людям было известно ещё с глубокой древности. В соответствии с ритмом природы, сменяют друг друга день и ночь, времена года. Ритмично бьётся сердце человека.
В литературе под ритмом понимается периодическое повторение каких-либо элементов текста, единиц речи.
В поэзии ритм выражен наиболее чётко и задается повтором слогов, ударных и безударных элементов:
- Ритм отчётливо прослеживается даже в самых простых строках народной поэзии:
«Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!»
. - Своему ритму подчинены и строки великих поэтов. Например, как удивительно ритмичны озорные строчки А.С. Пушкина:
«Что бог простит мои грехи, как государь мои стихи»
.
Многие смежные литературные приёмы используют в своей основе ритм, например градация или параллелизм. Присутствие ритма является неотъемлемым признаком стихотворной речи, но стихотворение не сложится, если в нём не присутствует рифма.
Определение и значение рифмы
Рифма стихотворения слаживается за счёт созвучия окончаний слов в стихотворных строчках (если подобного созвучия нет, то это так называемый «белый стих»).
Главная задача рифмы – выполнять ритмическую функцию в поэтическом произведении, поддерживать стихотворный ритм. Вот простой, но очень показательный пример из детского стишка: «Рано-рано поутру кто-то ходит по двору»
.
Кроме рифмы, говоря об особенностях поэтической речи, необходимо упомянуть и рифмовку – порядок расположения рифмованных строк.
Виды рифм
В зависимости от того, на какой слог от конца строки падает ударение, различают следующие виды рифм:
- Женская, когда ударение падает на второй слог, и стихи становятся более певучими, плавными, мягкими. Любил использовать женскую рифму в своих произведениях русский поэт-лирик А.А. Фет:
«Ночь светлеет и светлеет, под луною море млеет»
. - Мужская, с ударением на первом слоге, что делает стих более твердым, тяжелым. Показательным примером мужской рифмы могут служить строчки А.А. Блока:
«В густой траве пропадёшь с головой, в тихий дом войдёшь, не стучась»
. - Дактилическая, где ударение падает на третий слог от конца. В плане применения этого вида рифмы «классикой» считается широко известное стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова:
«Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания»
.
Часто в поэтических произведениях применяются одновременно разные виды рифм. Например, первая строка может быть с женской рифмой, вторая – с мужской, и далее чередование рифм продолжается (подобный приём использует А.С. Пушкин в стихотворении «Бесы» и многих других своих произведениях).
Характер рифмовки
Стихотворные произведения также отличаются по характеру рифмовки, которая может быть следующих видов:
- Смежная (ААББ), когда строки рифмуются парами по очереди – первая и вторая, третья и четвёртая. Вот строчки А.С. Пушкина, где используется смежная рифмовка:
А.Чей это конь неутомимый
А. Бежит в степи необозримой?
Б. Казак на север держит путь,
Б. Казак не хочет отдохнуть.
- Кольцевая (АББА), где происходит как будто замыкание колечка из строк – будут рифмоваться первая с четвертой, вторая с третьей. Как, например, в стихотворении советского поэта Т.М. Белозёрова:
А. Так бело — даже больно глазам!
Б. Снег на ветках берёз, на крылечке.
Б. Ребятишки торопятся к речке,
А. Струйки дыма ползут к небесам.
- Перекрестная (АБАБ) или смешанная, при которой строки рифмуются через одну – первая и третья, вторая и четвёртая. На этом виде рифмовки построены стихотворные строчки русского поэта Е.А. Баратынского:
А. Где сладкий шёпот
Б. Моих лесов?
А. Потоков ропот,
Б. Цветы лугов.
Наиболее распространена в поэзии разных жанров именно перекрёстная рифмовка, которая хорошо сочетается с другими видами рифмования. Ассонанс, аллитерация, эпифора, анафора и многие другие фонетические и синтаксические средства выразительности существуют благодаря ритму и рифме.
В заключение стоит отметить, что знание основ стихосложения, увы, автоматически не сделает человека поэтом. Ведь рифма – это не просто повторяющиеся созвучные слоги, она может быть красивой, оригинальной, или, наоборот, грубой, бедной и примитивной. Хороший поэт обязательно должен обладать особым «чувством языка», ритмическим слухом. Только тогда в его произведениях будет присутствовать та необъяснимая магия слова, которая находит глубокий отклик в душе читателя.