Глагол – одна из самых употребляемых частей речи, которая встречается в текстах любых стилей. Действия помогают предложениям не только выразительностью и динамичностью – они содержат в себе дополнительную информацию: например, позволяют понять, свершилось событие или же планируется в будущем.
Однако не все формы глагола такие – одна из них не имеет никаких данных, даже о времени ничего не говорит. Именно с ней и познакомимся в этом материале.
Оглавление
Понятие неопределённой формы глагола
Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это особая форма, которая отличается специфичными суффиксами и невозможностью изменяться (из-за этого отсутствуют морфологические признаки числа, лица и рода, свойственные действию). Инфинитив легко узнаётся с помощью задаваемых к глаголу вопросов – «что делать?» и «что сделать?».
Она считается начальной, поскольку от неё образуются другие формы. Так, неопределённая форма глаголов оканчивается на следующие сочетания букв, представляющие собой суффикс (или суффикс, после которого идёт постфикс):
- ть / ться:
любить
,смеяться
,ползать
; - ти:
пойти, ползти, нести
; - чь / чься:
лечь
,беречься
,жечь
.
Подводя краткий итог, основными особенностями инфинитива являются неизменяемость, отличительные морфемы и два вспомогательных вопроса. Подобные глаголы просто обозначают действие, потому что указывать на какую-либо информацию о его исполнителе или времени не могут.
Как образуется форма инфинитива
Чтобы образовать глагол неопределённой формы, нужно присоединить к его основе один из суффиксов, упомянутых выше, и с помощью вопроса проверить, действительно ли получился инфинитив. Рассмотрим этот алгоритм на двух примерах:
- кушал – что делать? – кушать;
- испечётся – что сделать? – испечься (обратите внимание, что «-ся» необходимо сохранить).
Постоянные морфологические признаки неопределённой формы глагола
Инфинитив в русском языке имеет следующие грамматические признаки:
Спряжение – зависит от гласной буквы, находящейся перед суффиксами «ть» и «чь», и влияет на правописание личных окончаний.
- II спряжение – все глаголы с окончанием на -ить:
дарить
,терпеть
; - I спряжение – оставшиеся слова:
читать
,надеяться
.
Вид глагола – помогает понять: действие уже исполнено или ещё нет. Определяется по наличию приставки «-с» во вспомогательном вопросе:
- совершенный (что сделать?):
забыть
,убежать
; - несовершенный (что делать?):
ехать
,смотреть
.
Возвратность – данный признак показывает, на кого направлено действие: на стороннее лицо (или предмет) или на говорящего. Здесь нужно обратить внимание на постфикс «-ся / -сь»:
- возвратный (есть «-ся / -сь» – глагол «возвращается» к тому, кто говорит):
кружиться
,лечиться
; - невозвратный (постфикса нет – действие совершается над чем-то или кем-то):
кружить
,лечить
.
Переходность – способность глагола образовывать словосочетание с существительным, стоящим в винительном падеже, без употребления предлога:
- переходный:
пить коктейль
;расчёсывать волосы
;нести корзинку
; - непереходный:
идти в дом
;играть в мяч
;обидеться на друга.
Синтаксическая роль инфинитива в предложениях
Мы привыкли воспринимать действие глагола инфинитива как сказуемое, однако его функции в предложении не ограничены. Неопределённая форма глаголов может быть:
- Подлежащим, (обычно стоит в начале): ́
Рассказывать просто о сложном – главная цель каждого учебника.
- Частью сказуемого:
Мне нравится гулять по городским улицам.
- Определением:
Ей пришлось отложить свою мечту уехать заграницу из-за семейных проблем
(мечту – какую? – уехать заграницу). - Дополнением:
Я обещала маме сходить в магазин
(обещала – что? – сходить в магазин). - Обстоятельством:
Пошёл сильный дождь, и я вернулся домой взять зонт
(вернулся – зачем? – взять зонт).
Теперь вы знаете у каких глаголов нельзя определить время, число и иные непостоянные признаки. В целом, отличать начальную форму от других несложно, поскольку она ярко выражена из-за своих особенностей и довольно необычна. Самое важное при изучении данной темы – запомнить указанные суффиксы и ориентироваться на них, потому что они являются настоящими помощниками при поиске инфинитива.
Отличная статья! Почитал и сразу вспомнил школьный стишок, который заставляли учить детей в советской школе (не знаю, учат ли дети его сейчас):
«Гнать, дышать, держать, зависеть
Видеть, слышать и обедеть,
Ненавидеть и терпеть
А потом вертеть, смотреть».
Вот так вот выучил 30 лет назад, и на всю жизнь. Правда уже давно забыл суть, что это глаголы-исключения, относящиеся ко II спряжению. Но это не важно, главное — стишок на всю жизнь засел!