Художественные средства выразительности

Русский язык – явление сложное. Одна из важных частей нашего родного языка – средства художественной выразительности, рассматриваемые разделом Лексики. Благодаря им речь становится более стройной, красивой, и выразительной. Средства художественной выразительности придают гораздо больший блеск и выразительность простым текстам.

Лексические средства выразительности

Это средства выразительности, представленные лексическими единицами языка, используемые для создания более красочных и подробных образов в литературе. К ним относятся:

Синонимы

Слова одной части речи, у которых частично или целиком совпадают значения. Необходимы для того, чтобы разбавлять речь различными словами, когда необходимо одно и то же значение, но без повторений.

«Средство – инструмент – метод»

Антонимы

Слова одной части речи, значения которых прямо противоположны друг другу. В средствах художественной выразительности не всегда необходимы, но часто их используют для более резких контрастов.

«Плохой – хороший», «Добрый – злой».

Омонимы

Слова, одинаковые по произношению, но имеющие различные значения, в зависимости от того, какой смысл им придаёт говорящий. Неполные омонимы смотрите здесь же.

«Ночные клубы» – танцевальные заведения. «Клубы дыма» – большие скопления вещества.

Паронимы

Это близкие по звучанию и произношению слова, но имеющие разные значения. Это слова, обладающие лексико-грамматическим состоянием, и общим родственным корнем.

«Здравица — здравница», «гарантийный — гарантированный», «надеть — одеть»

Фразеологизмы

Это сочетание нескольких слов, которое имеет устойчивое значение. Только определённая последовательность слов имеет ключевой смысл.

«Остаться с носом», «остаться у разбитого корыта» – остаться ни с чем.

Афоризмы

Это разновидность фразеологизмов, остроумное высказывание с огромным смыслом, заключённым в нескольких словах.

«Познай самого себя» – самопознание, это ключ к мудрости и пониманию жизни.

Неологизмы

Слово, недавно появившееся в языке. Как правило, большая часть исчезает через какое-то время, но бывает и такое, что они надолго задерживаются в языке.

«Андеграунд», «Апгрейд», «Акциз».

Диалектизмы

Широкое понятие, включающее в себя слова, присущие определённым социальным группам в зависимости от территории.

«Балка (овраг)», «гуторить (говорить)», «кушак (пояс)».

Жаргонизмы

Слова, присущие только определённой социальной группе. Общение тех кто был в местах лишения свободы — яркий пример жаргонизмов.

«Блатной», «мент», «шконка» — тюремный жаргон.

Профессионализмы

Профессионализмы возникают на основе принадлежности людей к определенной профессии.

«Запаска» — это колесо у шоферов. «Секач» — это молоток сварщика.

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, сообществ, государств.

«Батальон», «гарнизон», «пистолет», «эскадра».

Историзмы

Слова, обозначавшие когда-то некоторые предметы, которые с течением времени исчезли.

«Боярин» — ранее, представитель одной из высших ступеней феодализма на Руси.

Архаизмы

Слова, которым люди с течением времени нашли замену. Устаревшее слово, которому на смену пришло другое.

«Десница» — правая рука. «Ланиты» — щёки.

Просторечия

Просторечия часто употребляются в высоком литературном языке, чтобы отразить ситуацию в народе, и лучше прочувствовать атмосферу села или деревни.

«Кувырла», «тудой», «зазря», «огромадный».

Литературные тропы

Чаще всего такие выразительные средства, как тропы и фигуры используются для усиления эффекта речи, его образности и красочности. Это слова и выражения, используемые в переносном смысле.

Метафора

Литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой называется метафорой. Метафора — это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.

«Каменное лицо» — выражение лица, твёрдое как камень; «золотые руки» — умелые руки, на вес золота.

Эпитет

Слово, придающее предложению красочности и выразительности. Чаще всего в роли эпитета выступает такая часть речи как прилагательное.

«Резвый шаг», «золотая осень», «ласковый май».

Олицетворение

Привычка людей-носителей русского языка придавать неживым вещам свойства живых организмов – очень необычное явление. Однако оно придаёт необычности речи, «Оживляет» некоторые предметы.

«Гитара поёт» — яркий пример олицетворения.

Сравнение

Художественный приём, используемый для усиления образности речи. Какой-либо объект сравнивают с другим. В принципе, название говорит само за себя.

«Мой дом – моя крепость»; «Глаза, как небо, голубые».

Гипербола

Это приём намеренного преувеличения для создания яркого визуального образа. Гипербола является антиподом литоты и иногда может быть с ним спутана.

«Тысячу лет тебя не видел!» — означает, не видел очень давно.

Аллегория

Аллегория – представление некоторых общественных явлений живыми существами. Это в принципе представление абстрактного понятия каким-то конкретным образом.

«Богиня Фемида» – образ правосудия. «Старуха с косой» — образ смерти.

Литота

Литота – намеренное преуменьшение какого-то явления. Примером литоты в разговорной речи можно считать выражение «в двух шагах». Мы понимаем, что идти не два шага, но недалеко.

«Черепашьи темпы», «девочка-дюймовочка» — показательные примеры литоты.

Метонимия

Это один из видов тропа, в котором происходит сжатое, «компактное» описание предмета, события или явления с помощью слов, которые находятся в прямой взаимосвязи с тем что попало под замену.

«СМИ» – журналисты; «Уолл Стрит» – финансовый рынок Америки.

Синекдоха

Это художественное средство – разновидность метонимии, приём, использующий часть для определения целого. Во избежание путаницы обязательно ознакомьтесь с обоими понятиями.

«Клиент всегда прав» — речь не об одном, а обо всех клиентах; «У меня три хвоста дома» — имеется ввиду три кошки.

Ирония

Приём чисто сатирический, скрывает настоящий смысл, или противоречит ему, чтобы высмеять суть иронического отношения. Пример можно найти в басне Крылова о Муравье и Стрекозе:

Муравей спрашивает стрекозу, которая всё лето пела, а зимой пришла к нему греться:
-Ты всё пела? Это дело!

Сарказм

Ирония, но в высшем её проявлении. Сарказм сразу ясно и точно даёт понять, что смысл сказанного был максимально искажён и испорчен с целью насмешки над человеком.

«Ты такой смелый» — сказать это человеку, который только что струсил и будет сарказмом.

Оксюморон

Использование двух слов, почти противоположных по значению в одном предложении или словосочетании. Это специально сделанная стилистическая ошибка.

«Живой труп», «Печаль моя светла», «Мёртвые души».

Перифраза

Обозначение объекта не прямым его названием, а уклончивыми словами.

Например, вместо «Планета Марс» можно сказать «Красная планета».

Синтаксические средства выразительности

Повтор

Повторение слов, выражений, или предложений для усиления драматического эффекта.

«И спал он три года, три дня, и три ночи».

Анафора

Повторение похожих слов, звуков в начале каждой новой строчки.

«Сумрак тихий, сумрак сонный».

Эпифора

Противоположность анафоре – те же звуки повторяются уже в конце ритмического ряда.

«Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!».

Параллелизм

Фигура, представляющая из себя расположение похожих по структуре элементов речи в смежных частях текста. Пример из стихотворения:

«Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы…»

Риторический вопрос

Приём, подразумевающий вопрос «в никуда», то есть вопрос, на который не ожидается ответа.

«Неужели нельзя было понять с первого раза?!»

Риторическое восклицание

Обычное усиление предложения восклицательным знаком, которое тоже, впрочем, не подразумевает какой-либо ответной реакции. Выделяются в речи интонацией.

«Господи! Помоги мне!»

Риторическое обращение

Как и все риторические приёмы не подразумевает какого-то конкретного ответа. Это условное восклицание, которое чаще всего можно встретить в монологах.

«Время, куда же ты несёшься?»

Гротеск

Художественный приём, использующий сюрреалистичные и «сказочные» основы. Он причудливо сочетает фантастические явления и реальность, приводя к острому чувству контраста.

«До того изловчился мужик, что стал суп в пригоршне варить» (Пригоршня – ладонь, сложенная в «чашу»).

Градация

Приём, который подразумевает «стратегическое» расположение слов, которое приведёт к усилению эффекта. Например, слова располагаются по возрастанию эмоционального накала.

«Найду. Догоню. Доконаю. Замучу» (В. В. Маяковский).

Парцелляция

Преднамеренное «разрезание» связного изначально текста по разным частям всё для того же усиления эмоционального эффекта.

«Моё любимое кафе. Цены приятные. Низкие цены, даже слов нет. Очень радуют такие цены!»

Антитеза

Специальное противопоставление двух явлений. Ярчайший пример – часть поэмы Пушкина:

«Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лёд и пламень»

Инверсия

Стилистический прием, основанный на нарушении порядка слов с целью придания речи большей экспрессивности.

«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! … »

Фонетические средства выразительности

Аллитерация

Повторение одинаковых согласных звуков, как правило, чаще в стихотворениях.

«Морозом выпитые лужи [х]рустят и [х]рупки, как [х]русталь»

Ассонанс

Антоним аллитерации – повторение гласных звуков, что тоже даёт определённый эффект.

«Быстро бег[у] я по рельсам чугунным, дума[ю] дум[у] сво[ю]»

Звукоподражание

Приём использующий реалистичное подражание некоторым звукам, характерным для той или иной ситуации.

«Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца!»

Интонация

Интонационно можно очень хорошо выразить некоторые эмоции и ярко окрасить текст в те оттенки, которые вам необходимы. В речи это выделяется голосом, в письме – восклицательными, вопросительными знаками.

«Давайте жить дружно!» — представлена восклицательная интонация.

Ритм

Ритм – очень хорошее выразительное средство, заключающееся в повторении схожих по интенсивности и частоте частей предложения. Он находит чуткий отклик в человеческом организме.

«Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный!»

Пауза

Пауза или молчаливое ожидание в речи очень хорошо привлекает внимание и расставляет необходимые акценты в смысловом ряде предложения или стихотворения.

«Прощай! Я приму его в лоб … (здесь пауза) Я знаю, другие сведут с ними счёты»

Рифма

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов. Очень хорошее подспорье в речи, и если сказать что-то в рифму, эффект от слов будет значительнее.

Например «Ушки на макушке». Звучит интересно и привлекательно.

Вы уже голосовали!
Gramotnosty.ru